ВТИСКИВАЕМ В ГОЛОВУ УЧЕНИКА 40 ТЫСЯЧ СЛОВ, А САМИ ДОВОЛЬСТВУЕМСЯ ТРЕМЯ ТЫСЯЧАМИ

В Ялте состоялся IV съезд русистов Республики Крым

«Это важное событие в нашей жизни. Его значение выходит далеко за пределы сферы образования» — так оценил съезд русистов Глава Республики Сергей Аксёнов, обращаясь к собравшимся с видеоприветствием. Он напомнил слова Президента Владимира Путина, причислившего к вопросам национальной безопасности развитие культуры, языка и литературы, поскольку от них зависит сохранение нашей национальной идентичности в глобальном мире: «Россия всегда черпала силы, возвращаясь к своим историческим и духовным ценностям, а классическая литература и русский язык остаются их эталонами».

Для Крыма, почти четверть века отор­ванного от исторической Родины, это особенно важно, отметил С. Аксёнов. Крымская русистика успешно интегрировалась в российскую, сохранив свои особенности и традиции. Тем не менее перед нами стоят важные задачи по формированию духовного и нравственного облика учащихся, воспитанию патриотизма и гражданственности и, конечно, подготовке школьников к единому госэкзамену. В большой мере они ложатся именно на учителей, но Глава Республики заверил их, что они могут рассчитывать на полную поддержку органов власти.

Символично, что не только в зале, но и в почётном президиуме съезда оказались исключительно филологи. На это обратил внимание ректор Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, доктор филологических наук, профессор, заместитель председателя Общественной палаты РК Александр Рудяков — главный инициатор проведения форума. Все выступающие затем дополняли друг друга, и в целом получился интересный и полезный разговор коллег — компетентных и неравнодушных.

Духовным пристанищем, куда стремятся, чтобы пообщаться, обрести новые знания и знакомства, назвала съезд заместитель Председателя Совета министров РК Алла Пашкунова. Безразличные люди в этой профессии не задерживаются — остаются только те, кто любит свой предмет и детей, подчеркнула она. В Крыму три государственных языка, и это совершенно правильно, считает вице-премьер, с точки зрения политической, для сохранения межнацио­нального согласия. У каждого из языков своя роль, но русский имеет особое значение, поскольку 83% крымчан считают его родным, а 99,8% свободно им владеют. Вспоминая события «Крымской весны», Алла Пашкунова отметила, как много молодёжи вышло на площадь, радуясь возвращению в Россию. Поколение, выросшее при Украине, тем не менее помнило, что его Родина — Россия. Это она назвала заслугой учителей, сумевших привить детям культурные и духовные ценности, донести до них страницы из славного прошлого нашей страны. В семье, к сожалению, они не получают необходимого общения, считает А. Пашкунова. А телевидение и радио заполонили низкопробные передачи, в которых звучит неграмотная речь. Словарный запас наших детей очень низок, живая речь уходит, общение сводится к чатам и СМС. С тревогой говорила вице-премьер, что из лексикона молодёжи ушли слова: честь, совесть, достоинство. Зато он полон сленга. А ведь ещё недавно быть необразованным было стыдно. Сказала А. Пашкунова и о том, что гаджет не может заменить книгу.

Как противодействовать всему этому?

«Только на уроках русского языка и литературы. На вас вся надежда», — обратилась к учителям А. Пашкунова. «Вернейший способ узнать человека — прислушаться к тому, как он говорит. Язык — показатель его нравственных ценностей и культуры», — напомнила она слова академика Дмитрия Лихачёва.

В школу возвращается воспитательная функция, и хотя престиж учительской профессии сейчас ниже прежнего, подвижническая её суть значения не потеряла, уверена вице-премьер. Говоря об этом, А. Пашкунова отметила, что нельзя сокращать объём преподавания гуманитарных предметов, поскольку именно они позволяют вырастить порядочного человека и гражданина.

От имени Председателя Государственного Совета РК Владимира Константинова и всех парламентариев поздравила учителей с профессиональным праздником депутат Наталья Лантух. «Вы должны знать, что вас любят, уважают, ценят, — сказала она. — Мы помним, как в самые трудные времена вы через русское слово и литературу спасали Крым, сохранили русскую душу и менталитет, наш крымский характер. В этом большая ваша заслуга», — отметила парламентарий.    

Как коллега обратился к аудитории председатель Общественной палаты РК Григорий Иоффе. Проведение съезда русистов в четвёртый раз, по его мнению, подтверждает, что у руководства республики есть понимание особой миссии русистов. И хотя на таком форуме уместны громкие и торжественные слова, Г. Иоффе призвал к, возможно, нелицеприятному разговору, поскольку необходимо рассмотреть как можно больше проблем, найти пути их решения и определить роль словесника в процессах, происходящих в России и Крыму. Учителя делятся на две категории. К первой относятся те, кто заботится, чтобы ученики грамотно писали, знали литературу. Делают они это подвижнически, и честь им и хвала за это, сказал Г. Иоффе. Ко вторым он причислил преподавателей (их немало), умеющих соразмерять перечисленные задачи с общественно-политической ситуацией, которая существует в конкретном селе, городе, районе и в целом в стране. Это Г. Иоффе назвал «высшим пилотажем» в педагогической деятельности и пожелал всем овладеть этой важной функцией учительской профессии.

Вспоминая сложный советский период, который мы сильно критиковали, председатель ОП РК с сожалением отметил, что отказываясь от его принципов, мы потеряли и много полезного. Поделился Г. Иоффе и собственным опытом. После окончания педагогического вуза первыми его учениками были пятиклассники сельской школы, из которых несколько человек не умели… читать. С одним из отстающих он стал заниматься дополнительно. И за год мальчишка «издал» собственноручно пушкинскую «Капитанскую дочку», переписав повесть в обычные школьные тетрадки. Это помогло ему подтянуться и в чтении, и в грамотности. Спустя годы Г. Иоффе встретился со своим учеником и заметил на его груди значок «Победитель соцсоревнования». Он действительно победитель в прямом и переносном смысле, а стал полноценным человеком благодаря А. Пушкину, считает Г. Иоффе.

Не призывая учителей следовать этому методу, он обратил их внимание на то, что и современные ребятишки нуждаются в помощи педагогов, поскольку только они могут им дать понимание того, что действительно ценно и важно. Глава ОП РК критически отозвался о низкопробном содержании телевизионных программ, транслируемых в прайм-тайм. Недоумение у него вызывает и пристрастие к иностранным словам в названиях. В качестве примера привёл детский ансамбль из Красногвардейского района… «Мюзик-смайл».

С космополитизмом в своё время начинали борьбу, но делали это грубо и лишь навредили, напомнил Г. Иоффе. Но и нынешнюю ситуацию он назвал позором. «Мы ожидали, что с возвращением в Россию закончатся проблемы с языком, но это не так», — отметил председатель ОП РК.

— Мы находимся на переднем крае борьбы за великий и могучий русский язык. Это миссия, тяжёлая ноша, но и большое счастье, — обратился Г. Иоффе к русистам и выразил надежду, что вместе мы сможем решить проблемы.

Кроме тёплых слов и напутствий, в день открытия съезда было вручено немало наград: благодарности Главы Республики, Председателя Госсовета РК, председателя Общественной палаты РК.

По традиции каждый съезд русистов разрабатывает какую-то основную тему. В 2015 году обсуждение было идеологически ориентировано, пояснил нам Александр Рудяков. В «круглых столах» участвовали известные крымские политологи Александр Форманчук, Андрей Никифоров, и речь шла о задачах, стоящих перед Крымом как прифронтовой территорией. Второй съезд имел методическую направленность, рассматривались вопросы применения федеральных стандартов преподавания. На третьем — обсуждались принципы обязательности и добровольности при изучении государственного и родных языков.

Темой нынешнего стала грамотность школьника и учителя. Эту проблему ЮНЕСКО поднимало ещё в 60-х годах прошлого века, а к настоящему времени актуальность её возросла. Люди вроде бы обладают знаниями, но использовать их не могут, пояснил А. Рудяков. Возглавляемый им КРИППО разработал специальные тесты для изучения этого явления, пригласил к сотрудничеству Казанский университет просвещения. Различные аспекты рассмотрены на «круглых столах», проводимых в рамках съезда. Среди их участников — специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования, Центра развития и образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Федерального института педагогических измерений и др.

Насколько интересная предстоит дискуссия, можно судить хотя бы по названию доклада самого А. Рудякова — «Мартышка и очки» для русистов, или В плену отжившей парадигмы».

Александр Николаевич в свою очередь обратил внимание на труд коллеги из Петербургского университета, директора Института филологических исследований, лексикографа Сергея Кузнецова, составившего школьный тезаурус, в который попали все слова, встречающиеся в школьных учебниках. Таких оказалось 40 тысяч, в то время как активный словарь интеллигентного человека в советский период определялся нормой в 3 тысячи, а пассивный насчитывал 30 слов.

— Выходит, мы пытаемся в школе впихнуть в эти маленькие детские головы не картину здравого мира, а 40 тысяч каких-то разношёрстных терминов, — подчеркнул А. Рудяков.

И об этом также говорили на съезде.

Людмила РАДЕВА

Фото Дмитрия ЛИЦОВА.

Материал опубликован в газете "Крымские известия" от 09.10.2018 г. №181