Педагог–лидер образования АР Крым


Потехин Василий Евдокимович

«Учитель, не научивший детей учиться –
это шестеренка без зубьев.
Скрежет есть, а движения нет».

Василий Евдокимович Потехин родился в 1924 году в далекой Сибири. «Я был одержим жаждой учиться в школе, – вспоминает Василий Евдокимович  в своей книге «Совок» несгибаемый». – Учился я истово, был вторым в классе по успеваемости. Отец с юмором говорил: «Далеко пойдешь, сынок, смотри только да тормози на поворотах».

В 1941 году война вошла в каждый дом. Не обошла она и семью В.Е. Потехина, который в 1942 году был призван в армию и направлен в 1-е Киевское Краснознаменное конно-артиллерийское училище им. С.М. Кирова, эвакуированное в Сибирь. После завершения обучения Василий Евдокимвич был отправлен на фронт. Все трудности военного лихолетия В.Е. Потехин испытал на себе в полном объеме.  Прошел войну до Победы и  закончил её  в 21 год тяжело больным: сказались ранения и последствия тяжелого воспаления легких. В 22 года, приехав из Сибири на лечение в Ялту, остался в  Крыму навсегда. Мечтал стать учителем, но не было образования. И все же судьба привела его к педагогам, когда он был назначен директором Ялтинского Дома учителя. В эти годы проявились его организаторские способности и творческая инициатива: создание драматической студии, хора учителей, встречи с интересными людьми, обзоры новинок литературы, клуб любителей горных походов, школа риторики.

Он много читал, пытался понять философские учения, однако без системы знаний, без фундаментального образования не было законченного видения окружающей действительности. Это привело его к необходимости  поступления в 1952 г. в Крымский педагогический институт им. М.В. Фрунзе, который он успешно окончил в 1957 г.

В 33 года осуществилась детская мечта  – Василий Евдокимович стал учителем. Был назначен на должность директора Ялтинской школы рабочей молодежи №1, а через шесть лет директором СОШ № 10 г. Ялты, в которой обучались 1300 учащихся, трудились около 100 учителей.

Не год и не два ушло на создание творческого коллектива. Он стремился пробудить в каждом работнике желание проявить себя, зажечь дух соревнования.

В школе были созданы широкоформатный кинотеатр, телестудия и радиоузел, оборудованы кабинет кибернетики,  музей В.И. Ленина, Боевой и трудовой славы, организована работа духового оркестра, оперной студии, танцевального коллектива.  Старшеклассников готовили к работе в качестве экскурсоводов в летний период.

Активно работал родительский всеобуч по возрастным группам. Был повышен общий уровень знаний учащихся – более 60% детей успевали на «4» и «5». В результате - массовое поступление в институты, особенно в военные училища.

Опытом управления школой В.Е. Потехин щедро делился с коллегами-директорами городов и районов Крыма.

Работая директором школы, одновременно преподавал историю и обществоведение. Свои уроки он объявил не только открытыми, но и обязательными для посещения учителей.

В основе его педагогической деятельности было уважение к достоинству  человека как личности, это он формировал и в педагогическом коллективе. Он считал, что «бессмертен учитель в деянии своем, так как в каждого его ученика вложена частица его нервов и капли его крови». Опыт преподавания истории и обществоведения В.Е. Потехина был изучен областным институтом усовершенствования учителей и широко пропагандировался в Крыму.

В 1970 г., сдав кандидатские экзамены, приступил к работе над диссертацией, которую успешно защитил в Институте истории академии наук СССР.

В 1972-х году был назначен заведующим Областным отделом народного образования. Его назначение «совпало с моментом преобразования количественных накоплений в качественные изменения. Всё, что затеяли предшественники, надо было привести в стройную систему, придать этой системе законченный вид». И в этой должности, опираясь на опыт предшественников, он проявил себя как неординарная личность: изменил систему контроля, создав своеобразный симбиоз административной требовательности с одновременным оказанием методической помощи; реорганизовал сеть школ, по инициативе и при поддержке первого секретаря  Крымского обкома партии Н.К. Кириченко развернулось интенсивное строительство школ, особенно в сельских районах (в некоторые годы строилось по 30-40 объектов народного образования). В конце пятого года его работы все школы Крыма перешли на кабинетную систему обучения, строились тиры, спортивные комплексы, создавались музеи боевой и трудовой славы.

В 1978 г. Крымской области за успехи в образовании, за победу в республиканском соревновании было вручено переходящее Красное Знамя             ЦК КПУ и Совета Министров Украины. В.Е. Потехин как заведующий Крым облоно был награжден орденом «Знак Почёта».

С 1982 по 2004 гг. В.Е. Потехин работал в областном ИУУ (в дальнейшем – КРИППО) заведующим кабинетом истории и обществоведения, заведующим, доцентом кафедры общественных наук. Здесь он оказался в своей стихии, щедро делясь накопленными знаниями и опытом, стал учителем учителей.

В эти годы появилась возможность исполнения еще одной его мечты – написание книги–учебника «Наш Крым». В соавторстве с сыном Дмитрием в течение 10 лет написали и опубликовали учебное пособие «Крым – наш край» в двух частях, хрестоматию «Таврида-Крым» в трех частях, «Народоведение Крыма» в четырех частях, «Культура народов Крыма», «Крым многонациональный».

В.Е. Потехин опубликовал в журналах и газетах более 100 рассказов, статей, научных сообщений. 

Белоус Т.Р., Стешенко В.Д.,
старшие преподаватели кафедры
социального и гуманитарного
образования КРИППО


Заслуженный работник образования Крыма
Антипова Елена Иосифовна,
кандидат педагогических наук, доцент


Антипова Елена Иосифовна

Архитектор своей судьбы

В тяжелые послевоенные годы судьба привела Елену Иосифовну в  мир педагогики. Ступени ее профессионального роста не были случайными. В их основе трудное детство, богатейший жизненный опыт, глубокие знания, компетентность и личностные качества.

После успешного окончания средней школы ей хотелось овладеть многими профессиями, но победила любовь к детям. Белокурая, голубоглазая 19-летняя девушка в военном 1943 году, еще до окончания института впервые переступила порог школы №10  Новокузнецка  учителем географии и с первых же дней покорила сердца учеников.  Они мгновенно отметили ее оптимизм, щедрость души, любовь к воспитанникам, стремление понять каждого и помочь ему. А уже в 1944 году она – заместитель директора школы №4 г. Кемерово. Обучая других, училась сама, находилась в постоянном творческом поиске: окончила Новосибирский педагогический институт, аспирантуру при Одесском университете.

Человек живет для того, чтобы реализовать себя как личность. Елене Иосифовне это удалось сполна – она сама архитектор своей судьбы: учитель, комсомольский вожак, инспектор школ, заведующая Куйбышевским районо Омска, декан общепедагогического факультета Кемеровского педагогического института, доцент Симферопольского государственного университета им. Фрунзе.

Все этапы ее жизненного пути были подготовкой к выполнению одной из самых непростых и важнейших задач – быть учителем учителей. С 1987 года – заведующая кафедрой педагогики и психологии Крымского областного института усовершенствования учителей (в настоящее время - Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования), в котором она творчески трудилась без малого четверть века и где раскрылась наиболее ярко как учёный, педагог, наставник и человек. Она - образец высокого профессионализма, преданности своему делу, трудолюбия, доброжелательного отношения к людям, что обеспечивало ей авторитет и уважение в коллективе, признание педагогов Крыма.

Имея высокую научно-теоретическую подготовку по педагогике, богатый жизненный опыт, Елена Иосифовна, отлично понимала, что человек развивается до тех пор, пока способен учиться, анализировать события, принимать в них участие. Именно поэтому ей не безразлично состояние образования и то, как оно  развивается в XXІ веке.

Вокруг Елены Иосифовны – особое энергетическое поле, войдя в которое понимаешь, что она – человек незаурядный. От неё исходят волны искренней доброты, гармонии, внешней и внутренней культуры, редкой по нынешним дням благодарности к окружающим её людям. Основой этих личностных качеств является «святая к педагогике любовь», проявляющаяся в глубоком почтении к наследию педагогов-классиков И. Песталоцци, Я. Каменского, К. Ушинского, А. Макаренко, В. Сухомлинского и других, опыту отечественных и зарубежных педагогов-новаторов, который она широко пропагандировала в своих лекциях и в более чем 80 научных публикациях и статьях в периодических изданиях. Педагогическую литературу из личной библиотеки она передала в читальный зал института.

Без малого –70 лет в образовании. Целая жизнь в педагогике! Елена Иосифовна сполна реализовала слова В. Сухомлинского о том, что человек рождается на Земле не для того, чтобы исчезнуть безвестной песчинкой, а чтобы оставить след вечный.

За многолетний творческий труд Елена Иосифовна награждена медалями: «За доблестны труд» и «Ветеран труда» и удостоена почетных званий: «Отличник высшей школы СССР», «Отличник народного образования Украины», «Заслуженный работник образования АР Крым».

Белоус Т.Р., Стешенко В.Д.,
старшие преподаватели кафедры
социального и гуманитарного
образования КРИППО




Рымаренко Нина Ивановна


Григорьева Вера Андреевна


Сероштанов Владимир Данилович


Никифоров Ростислав Андреевич