Печать

13 марта 2024 г. на базе ГБОУ ДПО РК КРИППО состоялась республиканская конференция на тему «Эффективные приемы по подготовке учащихся к сдаче ГИА по литературе (из опыта работы учителей-предметников, подготовивших стобалльников) для методистов (специалистов) муниципальных методических служб, руководителей МО, учителей-предметников.

Работа конференции началась с приветственного слова проректора по научной работе Ю.В. Дорофеева, который отметил успехи крымских обучающихся в сдаче ЕГЭ по литературе, стабильно высокое количество стобалльников по данному предмету.

Целью конференции было знакомство с методиками подготовки к сдаче ГИА по литературе в соответствии с современными требованиями по формированию предметных компетенций. Для участия в работе конференции были приглашены учителя-предметники, чьи ученики получили по предмету «Литература» сто баллов.

Бесспорной легендой профессионального сообщества учителей русского языка и литературы Республики Крым стала Инга Николаевна Пиндус, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ильинский учебно-воспитательный комплекс имени Коробчука А.К.» Красноперекопского района, подготовившая пять стобалльников в 2023 году.  Из них четыре обучающихся - по литературе, один – по русскому языку. Одна из учениц Инги Николаевны получила сто баллов и по русскому языку, и по литературе.  Пиндус И.Н. представила разностороннюю и объемную систему работы учителя, начиная с 5 класса с учетом требований к сдаче ГИА по литературе.  Главным условием своего успеха учитель считает знание содержания произведений, она убедительно показала способы мотивации к чтению и запоминанию деталей художественных произведений. В арсенале педагога, нацеленного на высокий результат, различные приемы: обучение элементам анализа произведений, структурированные варианты ответов на сопоставление, викторины на знание текстов, работа с терминами, тренинг на поиск сопоставительных элементов, разработка алгоритма сочинения по лирике, читательский дневник, школьный театр.

Для Валентины Михайловны Коваленко, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ-ДС № 15» г. Симферополя, ключевыми моментами в подготовке к экзамену стали таблицы, над которыми ведется работа в классе, на дополнительных занятиях и индивидуально. Они представляют собой обобщение изученного материала, что дает возможность удерживать в памяти основные идейно-тематические и художественные особенности произведений. Умение составлять ответ по предложенным алгоритмам, умело использовать клише, строить схемы на сопоставление мотивов в произведении также ведет к несомненному успеху при написании развернутых ответов.

Разнообразные задания, повторяющие формат заданий контрольно-измерительных материалов, по мнению Ирины Аркадьевны Паклиной, учителя русского языка и литературы МОУ «Школа № 3 им. А.Н. Крисанова» города Алушты, способствуют всесторонней и обширной подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе. Среди них есть не только стандартные дифференцированные задания, проверяющие содержание произведение, аналитические умения, знание терминов, но и нестандартные: литературное лото, поэтические дуэли, создание собственных справочников.

Неожиданный ракурс при подготовке к экзамену был представлен в выступлении Татьяны Николаевны Чиглазовой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Родниковская школа-гимназия» Симферопольского района. Учитель рассказала о различных этапах урока литературы, на которых с успехом применяются медиаобразовательные технологии, от афиши и проморолика до создания полноценного собственного мультипликационного или игрового кинофильма.

Завершилась конференция выступлением Екатерины Анатольевны Поваровой, учителя русского языка и литературы МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1 им. Героя Советского Союза Е.И.Деминой», в котором она поделилась необычным способом вникнуть во все тонкости государственного экзамена по литературе и попытаться достичь максимального результата. Речь идет о ситуации, когда учитель выступает в роли ученика и отправляется сдавать экзамен как выпускник прошлых лет. Результат экзамена не обманул ожидания и составил 96 баллов. Такой опыт дает возможность выявить самые сложные моменты в сдаче ЕГЭ и именно на них обратить внимание при подготовке, что еще раз подтверждает истину: если учитель успешен, то успеха достигают и его ученики.

Подводя итоги конференции, Александра Сергеевна Бурдина, председатель предметной комиссии по литературе, отметила, что именно многолетняя работа с педагогами Крыма по данному направлению, способствует получению высоких результатов на экзамене.