Печать


Народная мудрость гласит: «У того,
кто не знает своего прошлого,
не может быть будущего».


Нам 77 – День рождения, а в этот день принято вспоминать о том какого мы рода, племени, каковы наши корни, фундамент. Вот мы и вспомним.

Отсчет создания целостной системы повышения квалификации, переподготовки учительских кадров берет свое начало от 5 августа 1875 г. Именно этим днем датируется утверждение Министерством Народного Просвещения Российской империи правил о временных педагогических курсах для учителей и учительниц начальных народных училищ.

Система повышения квалификации учителей среднего звена стала создаваться в начале ХХ века. При этом она не ограничивалась рамками узкопрофессиональных интересов, а давала возможность учителям получать значительный объем знаний и в других сферах.

В частности, на курсах для слушателей начальных народных училищ читались не только лекции по методике преподавания русского языка, арифметики, рисования, чистописания, но и по педагогической психологии, истории новейшей русской литературы, гигиене, географии, естественной истории Крыма, археологии и истории Тавриды.

Курсы проводились, как правило, в летнее время. Протяженность их была 1,5 месяца. Они были достаточно многочисленны для этого времени. Так, в 1909 г. количество слушателей достигло 150 человек.

Лекции читались в здании Губернской Земской Управы. Занятия проводились с 8:30 до 13:00 – теоретическая часть, с 17:00 – 21:00 – практические занятия.

К осени 1920 г. в Крыму устанавливается Советская власть, которая более чем на 70 лет станет главным политическим фактором, определяющим судьбу полуострова.

Развитие советской школы, как и системы повышения квалификации педагогических кадров происходило не на голом месте. Она гармонично и востребовано впитывала в себя все лучшее, прогрессивное, отвечающее потребностям нового времени. В то же время, новая школа требовала соответствующим образом подготовленных учителей.

Для этих целей в центре Крыма и в некоторых периферийных городах, где для этого имелись материальные и кадровые возможности, создавались специальные курсы. Курсы пользовались значительным авторитетом. Были случаи, когда учителя из глухих отдаленных селений сами, по своей инициативе приходили, чтобы записаться на подобные курсы.

Предвоенные годы потребовали внимания общества к повышению качества всей системы народного просвещения, воспитательного процесса, а значит к новому качеству подготовки педагогических кадров.

В декабре 1938 г. Наркомпросс РСФСР принял решение о создании во всех автономных республиках и областях Союза института усовершенствования учителей.

7 декабря 1938 г. Крымским областным Комитетом ВКП (б) было принято постановление «Об организации в Крыму института усовершенствования учителей».

Институт был основан решением Совета Народных комиссаров КАССР № 58 от 17.01.1939 года, «Об организации института усовершенствования».

Всего было в 1939 г. 16 человек. Сотрудники института с самого начала активно включились в работу. За первые два года многое успели сделать, в том числе издали два сборника «Сельские учителя-орденоносцы», «Опыт Крымской школы».

Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и отбросило школьное образование на многие годы назад.

13 апреля 1944 года г. Симферополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. 15.04.1944 года был издан приказ по Народному комиссариату просвещения Крымской АССР о мероприятиях по быстрейшему восстановлению дела народного образования в Крыму и ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации в области народного хозяйства. А 20 апреля (через неделю после 13.04.1944 г.) – приказ «О начале работы начальных неполных средних и средних школ в Крыму», в котором:

п.6. Поручить управлению школ Наркомпроса (тов. Шиндель) разработать совместно с ИУУ специальные указания о подготовке к испытаниям. Подготовить и представить мне на утверждение темы и тексты по языку и математике для IV, VII и Х классов контрольных работ по русскому языку.

п.7. Для выявления уровня знаний к началу занятий щколы поручить директорам и заведующим школ подготовить и провести контрольные работы по русскому языку и математике для всех классов школы. После проведения контрольных работ и проверки выслать все эти работы в ИУУ (г. Симферополь, ул. Ленина, 6). Поручить институту (тов. Баккал) проанализировать контрольные работы и представить материал об уровне знаний учащихся не позднее 15 мая 1944 г.

Состояние образования в Крыму в послевоенный период характеризовалось как крайне сложное. И восстановленному ИУУ пришлось включаться в дело возрождения народного образования.

1946 – 1950 г.г. деятельность ИУУ определялась нуждами послевоенного времени.

В начале этого периода одной из главных задач была подготовка квалифицированных педкадров.  Так, в 1948-1949 гг. среди учителей начальных классов, слушателей курсов повышения квалификации, высшее образование имели только 3 человека, неполное высшее – 4, остальные – среднее.

Все последующие годы институт был ведущим звеном в образовании, инициатором всего нового, прогрессивного, трансформатором имеющегося ППО.

Институт  все годы находился в режиме развития, но, к сожалению, трудности, которые переживало образование Украины во второй половине 90-х годов и начале 2000-х, выпали и на его долю: зарплата выплачивалась нерегулярно, учебно-материальная база, оборудование, ТСО морально и физически устаревали, а средства на их приобретение не выделялись. По минимуму финансировалась подписка на периодические издания. Повышение квалификации научно-педагогических работников, их творческие командировки не финансировались, что не могло  не сказаться на качестве  работы.

В таком состоянии в 2003 г. принял институт профессор, доктор филологических наук Рудяков А.Н., избранный ректором на общем собрании трудового коллектива.

С приходом руководителя нового типа была проведена оптимизация структуры и содержания работы, укрупнились отдельные кафедры, учебно-методические лаборатории. Повысился научный потенциал института.

Институт становится центром педагогической науки крымского образования, генератором инноваций и передовых идей. Получил второе рождение журнал «Педагогическая жизнь Крыма», основанный в 1925 году.

По новому заработал Ученый Совет. Выпускаются сборники научных трудов по материалам международных и всеукраинских научно-методических конференций. Научно-педагогические работники активно занимаются научными исследованиями и защищают кандидатские, докторские диссертации, изучаются методические пособия, учебники…

И вдруг без анализа ситуации, без прогнозирования последствий и без предупреждения коллектива института 13.02.2013 года – мы узнаем о ликвидации института.

Несмотря на мощный административный прессинг, институт продолжал работать и сражаться за восстановление законных прав как ИППО.

С возвращением Крыма в состав РФ появилась надежда на возможность сохранения института, восстановления в полном объеме его функций, возрождения традиций, могущества и славы института.

26 марта 2014 года Государственный Совет Республики Крым принял решение об отмене распоряжения совета министров АРК о ликвидации Крымского республиканского института последипломного педагогического образования.

Открылась новая страница в жизни института, в новых политических условиях Российской Федерации.

Вернулся наш ректор. И вот уже без малого 2 года мы работаем в условиях интеграции в российское образовательное пространство.


Автор  доклада  БЕЛОУС Тамара Романовна, старший преподаватель кафедры социального и гуманитарного образования  ГБОУ РК ДПО КРИППО.