Печать

17 января 2018 года Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования (КРИППО) отметил 79-летнюю годовщину. Напомним, что при своем рождении он получил другое имя – Институт усовершенствования учителей, - его он с достоинством носил многие годы.

Нашему юбиляру выпало родиться и делать свои первые шаги в эпоху воистину героического созидания. Народное хозяйство страны стремительно развивалось, первые две пятилетки превратили Советский Союз в мощное индустриальное государство, занявшее второе место после США по общему производству валового внутреннего продукта. Не менее высокие плановые задания разрабатывались и успешно воплощались в жизнь в третьем пятилетии. Поистине революционное техническое переоснащение существовавших ранее и вновь созданных основных производственных фондов вызывало острейшую потребность молодого Советского государства в подготовке огромного количества специалистов - резерва квалифицированной рабочей силы, способной овладеть сложнейшей техникой и эффективно ее использовать на производстве и в сельском хозяйстве. Кроме того, все нарастающая угроза войны диктовала более серьезный процесс обучения военных кадров. В этом отношении инициатива Наркомпроса РСФСР конца 1938 года о создании в автономных республиках и областях институтов усовершенствования учителей являлась не плодом бюрократического мудрствования, но адекватным ответом на все более возрастающие потребности страны. Это решение было горячо поддержано на местах исполнительной властью, учительством, а также региональным политическим руководством - областными комитетами Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) - ОК ВКП(б). Все это, а также вопрос повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения, овладения прочными и глубокими знаниями, являлось на тот момент первостепенной по своей значимости политической и государственной задачей. Этот вопрос наряду с другими неотложными, по своей сути стратегическими, проблемами был под постоянным контролем руководства партийных организаций областей. К примеру, 7 декабря 1938 года на заседании бюро Крымского обкома партии среди прочих рассматривалась такая архиважная для Крыма проблема, как разработка местных ресурсов угля, а за ней следовал вопрос об итогах первой четверти 1938/1939 учебного года. По итогам его обсуждения было принято весьма глубокое и актуальное постановление, в котором отмечались значительные успехи, достигнутые крымскими педагогами в прошедшие годы. Именно в конце 1938 года большая группа учителей Крыма была награждена за свой нелегкий, но почетный и нужный труд правительственными наградами: орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знаком почета, медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». Больше всего орденоносцев было среди сельских работников просвещения Крыма.

С весны 2003 года ректором Крымского республиканского института последипломного педагогического образования был избран доктор филологических наук, профессор Рудяков Александр Николаевич.

В разные годы послевоенного периода институт возглавляли Фокин Михаил Мартынович, Попова Ангелина Михайловна, Усенко Иван Федорович, Горелов Виктор Васильевич, Немчич Дина Николаевна, Никифоров Ростислав Андреевич.

В этом приказе были отмечены и недостатки, которые, разумеется, не могли не иметь место в повседневной работе институтов. Но война внесла свои коррективы в процесс их исправлений. Все работники народного образования Крыма, каждый по мере своих сил и возможностей, там, где их застала и куда направила война, встали на борьбу с агрессором, готовые воевать до победного конца.

«За два года своего существования Институты усовершенствования учителей провели значительную работу с учителями и другими кадрами народного образования, издавали брошюры и сборники, освещающие опыт работы лучших учителей, директоров, классных руководителей; активно участвовали в подготовке и проведении январских и августовских учительских совещаний, в подготовке школ к новому учебному году, проведению научно-педагогических конференций».В заключение хотелось бы привести выписку из приказа Наркомпроса РСФСР от 18 февраля 1941 года «Об укреплении Институтов усовершенствования учителей и упорядочении их работы», в которой дается оценка работе всех институтов страны в целом. Но в полной мере ее можно отнести и к крымскому учреждению народного образования. Звучит она следующим образом: 
грамотой Наркомпроса РСФСР и директорствовала в институте вплоть до начала Великой Отечественной войны.К сожалению, скудность архивных материалов этого периода, связанного с эвакуацией Крымского архива на Восток в первые месяцы войны, не дает возможность проследить судьбу первого директора института. Возможно, он вскоре был переведен на другую работу. Вторым директором научно-методического вуза Крыма была назначена Баккал Анна Исааковна. Архивные материалы о ней тоже отсутствуют.

Непосредственным подтверждением высокого значения, придававшегося руководством полуострова организации Института усовершенствования учителей, может являться и тот факт, что первым директором этого учреждения народного образования Крыма решением бюро ОК ВКП(б) от 17 декабря 1938 года был утвержден Словатенко Н. К., до этого занимавший должность директора Крымского педагогического института.)

Отметим, что такой весьма разносторонний по своему содержанию объем обязанностей должен был выполняться относительно небольшим количественным составом штата Крымского института усовершенствования учителей. В конце 1939 года общее число творческих и технических работников института составляло всего 16 человек. В данном случае штатное расписание напрямую зависело от количества на тот момент работающих в Крыму учителей. Армия крымского учительства состояла из почти 7000 преподавателей при 192270 учащихся школ всех категорий. Среди работников института были директор, заместитель директора по учебной работе, заведующий курсовыми мероприятиями, заведующий кабинетами начальных и средних школ, по одному научному сотруднику этих кабинетов, наконец, заведующий библиотекой и библиотекарь. Остальные - технические сотрудники, в том числе и помощник директора по хозяйственной части.

Другие функции, определенные в круг первоочередных обязанностей сотрудников института, были не менее значимы: изучение состояния преподавания и качества знаний учащихся по отдельным предметам, разработка методических рекомендаций школам по улучшению качества учебно-воспитательной работы, оказание систематической помощи районным и городским методическим кабинетам, а также школьным методическим объединениям учителей в организации и проведении методической работы, организация самообразования учителей и других работников народного образования и, наконец, что не менее важно, ведение пропаганды профессии педагога среди населения.

Кроме того, внимание института было сосредоточено на изучении, обобщении и внедрении в практику школ передового педагогического опыта и достижений педагогики. Уже в первый год своей организации его специалисты издали два весьма интересных и полезных сборника: «Сельские учителя-орденоносцы о своей работе» и «Опыт Крымской школы».

Известно, что острейшая нехватка преподавательских кадров в предвоенный период диктовала необходимость в их подготовке с применением чрезвычайных мер, выражавшихся в организации годичных курсов подготовки учителей различных классов и различных специальностей. На этих курсах обучались наиболее способные молодые люди со средним образованием, затем, уже в процессе преподавательской практики, получавшие диплом о высшем образовании. Специалисты института усовершенствования учителей принимали самое активное участие в этих курсах.

Деятельность института определялась ведением работы, способствующей повышению квалификации учителей и других работников системы народного образования, в том числе организацией и проведением стационарных одно- и двухмесячных курсов для заведующих и инструкторов РОНО.

Для нас с Вами, читатель, упомянутое выше Постановление бюро Крымского ОК ВКП(б) от 7 декабря 1938 года интересно тем, что в нем идет речь об организации в Крыму Института усовершенствования учителей. Партийное руководство Крыма высоко оценило инициативу Наркомпроса РСФСР об учреждении института, небезосновательно расценив эту новацию как создание важного структурного звена в системе крымского образования, направленного на повышение организационной и научно-методической помощи школе.

Политическое руководство области обратило внимание заинтересованных сторон на абсолютно нетерпимый факт низкой успеваемости учащихся в первой четверти текущего года, составлявшей 65,7%. Вообще Наркомпрос РСФСР, так же как и местное партийное руководство, внимательнейшим образом "Систематически отслеживал ситуацию, сложившуюся в образовательном цикле. Со всей суровостью и высокой ответственностью упреждал попытки сведения проблемы повышения успеваемости школьников к кампанейщине и начетничеству. Разумеется, факты очковтирательства встречались в повседневной школьной практике, однако они расценивались как антигосударственный подход со стороны учителей и руководителей школы, со всеми вытекающими по тому суровому времени последствиями. В частности, уже в преддверии войны Наркомпрос РСФСР осуществил фронтальную проверку исполнения своего приказа от 4 сентября 1939 года «Об улучшении контроля за работой школ и учителей и о борьбе с фактами очковтирательства в оценке знаний учащихся». Эти вопросы неоднократно рассматривались в предвоенное время на разных уровнях парткомами Крыма.