Приветственное слово
Его Высокопреосвященства,
Высокопреосвященнейшего Лазаря,
Митрополита Симферопольского и Крымского
участникам IV Съезда русистов Республики Крым 

Дорогие о Господе устроители, участники и гости второго съезда русистов Республики Крым! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сердечно радуюсь о Господе, вот уже четвертый раз приветствуя Вас, собравшихся в гостеприимной Ялте на форум словесников, который направлен на сохранение языка и культуры нашего народа в эпоху глобализации.

Ведь именно язык и культура составляют очень важное начало личности каждого человека, без них немыслимо развитие его духовности, а значит, и достижение главной цели жизни христианской – спасение наших душ. Бурное развитие науки и техники, всевозможных средств коммуникации, усиление взаимной связи между целыми материками, безусловно, открывает для человека новые возможности, но вместе с тем таит и новые опасности. Одна из этих страшных угроз заключается в возможности безвозвратной утраты духовных ориентиров, языка, культуры и, наконец, растворение своей неповторимой личности. Дабы избежать всего этого, необходимо неустанно подчинять всю свою жизнь высшей цели – цели духовного преображения, следования за Христом.

Вспомним великие слова нашего выдающегося Таврического Святителя Архиепископа Гурия (Карпова): «Воля Божия должна составлять воодушевляющее начало и последнюю цель нашей деятельности». Наша Святая Матерь Церковь всегда выступала и будет выступать оплотом той великой духовной и культурной традиции, которая завещана нашими благочестивыми предками. Глубоко символично, что на этой святой крымской земле, в Херсонесе, дивные просветители славянства Кирилл и Мефодий познакомились с древними русскими письменами, на которых были написаны Евангелие и Псалтырь. Именно после этого святые братья создали славянскую азбуку, положив тем самым прочное основание отечественной словесности.

Призывая на Вас Божие благословение, сердечно желаю съезду благоуспешной работы, а участникам и гостям успехов, духовного и творческого возрастания и всесильной помощи Господней во всех благих трудах и начинаниях.

Благословение Божие да пребудет с вами! 

 

Митрополит Симферопольский и Крымский


Видеообращение
Главы Республики Крым,
Председателя Совета министров Республики Крым
Сергея Валерьевича Аксёнова
к участникам, гостям и организаторам
IV Съезда русистов Республики Крым

  

 

goo.gl/aSj7Zi

http://krippo.ru/index.php/14-moduli/1339-iv-3


Алла Николаевна Пашкунова,
Заместитель Председателя

Совета министров Республики Крым

Уважаемые участники Съезда, дорогие коллеги! 

Я рада приветствовать участников и гостей IVсъезда русистов Республики Крым!

Наши встречи стали доброй традицией, которая, надеюсь, будет набирать силу в дальнейшем. Съезд русистов – духовное пристанище, куда стремятся люди, чтобы общаться, приобретать новые знакомства и знания!

Сегодня я выступаю перед аудиторией профессионально очень высоко подготовленной, эрудированной и, самое главное, неравнодушной к своей профессии. Равнодушие из этой профессии уводит. В ней остаются только те, кто любит свой предмет и любит детей. Сегодня мы находимся в кругу единомышленников, любителей русской словесности, для которых она стала еще и повседневной работой.

У нас в Крыму три государственных языка. В этом смысле наш регион, учитывая нашу постукраинскую ситуацию, находится в особом положении.Конкурентная способность языков, конечно, разная. И общественная роль у каждого своя. Русский язык – язык межнационального общения. Согласно последним опросам, 84 % населения, проживающего в Крыму, считают его родным, 99,8 % свободно им владеют. Поэтому русский язык – это важная составляющая духовной и общественной жизни Крыма.

Я хочу вспомнить одно событие, оно будет предметом изучения для наших потомков, ведь, как известно, «большое видится на расстоянии». Приближается пятилетие Крымской весны. Помните тот день, когда мы проводили референдум? Может быть, некоторая эмоциональность по поводу этого события ушла, тем не менее мы понимаем, что это был поворотный пункт не только в истории Крыма, но и в истории страны. Если посмотреть ретроспективу последних 200 лет, мы увидим, что Крым часто оказывался на решающих поворотах истории российской государственности. В ту ночь, когда объявили результаты референдума, на площади было много молодежи. Почему? Эти дети родились, когда мы были в составе украинского государства, когда вас всех призывали в журналах писать «неродной язык». Но дети пришли. И я думаю, что во многом, если не на 100%, это заслуга ваша. Потому что вы им рассказывали на уроках, что был Советский Союз, была Великая победа, что было 9 мая, что был 1812 год, что есть великая русская литература, есть «Война и мир» Толстого и есть Достоевский, есть Пушкин и современные писатели! От родителей им досталась генетическая память. Эти дети знали, что их Родина – Россия! И я думаю, что в этом заслуга вас, словесников, вы несли детям русский дух, русскую культуру. Не случайно школе снова возвращают воспитательную функцию. Школа должна не только учить, но и воспитывать.

Насыщенныйритм современнойжизни не позволяет родителям уделять достаточно времени своим детям. Уходит живая коммуникация, уходит живой язык. Этому способствует телевидение и радио, где дети смотрят и слушают низкопробные передачи. Что противопоставить этому? Вся надежда на вас, уважаемые учителя! На ваши уроки русского языка и литературы, экскурсии в Ливадию и Севастополь, где вы учите детей патриотизму.

Юрий Михайлович Лотман, мой учитель и великий гуманитарий 20 века, на открытии гимназии в городе Тарту сказал: «Чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе и которые вобрало в себя искусство.
А искусство – это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту книгу».


Григорий Адольфович Иоффе,
Председатель Общественной палаты Республики Крым  

Добрый день, уважаемые коллеги!

То, что в четвертый раз проводится Съезд русистов, говорит о том, что у нас изменилась не только принадлежность – мы вернулись на свою Родину, не только меняется что-то в образовании в прикладном и в теоретическом смысле, но и о том, что у руководства нашей республики есть понимание особой роли русистов в стране под ласковым названием Русь.

Это все так. И конечно, на Съезде нужно говорить громкие и торжественные слова. Но я все-таки убежден, что наша ежегодная встреча – это часть необходимого серьезного и нелицеприятного разговора. Наша обязанность – рассмотреть как можно больше существующих проблем, найти пути их решения и в конце концов определить роль учителя русского языка и русской литературы в непростых процессах, которые проходят и в нашей большой стране, и в Крыму. Я думаю, что не нужно никого убеждать в том, что процессы эти очень сложные и пока еще нет выверенных рецептов, которые позволили бы сказать, что многие из связанных с ними проблем решены.

На мой взгляд, учителя-словесники, учителя-русисты делятся на две большие категории.Есть учителя, которые отдают все свои силы, талант, знания, душу, сердце тому, чтобы их ученики изучили язык, правильно говорили, грамотно писали, знали биографии, судьбы, произведения великих русских, советских и современных писателей. Их очень много. Честь им и хвала. Они это делают подвижнически. Но есть и другая категория учителей, которые делают то же самое, но к этому добавляют еще одну, очень важную, часть своей работы. Они соизмеряют свои задачи с той общественно-политической, идеологической ситуацией, которая в данный момент наблюдается в этом городе, районе, деревне, республике, стране и корректируют свою работу в соответствии с этими задачами. Это, как принято говорить, высший пилотаж. Я желаю, чтобы вы все овладели этой важной функцией учителя-словесника. Их много – таких учителей, и это позволяет нам надеяться, что будущее нашей страны в надежных руках.

Мы в эйфории Крымской весны были уверены в том, что сейчас мы перейдем в Россию, и все наши проблемы с русским языком закончатся. Увы, это не так. В России множество нерешенных вопросов, связанных с русским языком. И об этом президент все время говорит.

Но находятся такие политики или политиканы, которые пытаются здесь шулерски что-то изменить, в том числе, и у нас, в Крыму. Как председатель Общественной палаты Крыма хочу вам доложить, что мы по закону об Общественной палате проводим нулевые чтения законодательных актов нашего парламента. И вот мы получили проекта закона об образовании (проектов было несколько), и в одном из них было написано, что все государственные языки Республики Крым обязательны для изучения. То есть наши дети должны изучать русский, украинский и крымско-татарский языки в обязательном порядке. В чем же здесь демократический подход? В свое время мне судьба подарила большую ответственность и, наверное, большое счастье быть председателем Конституционной комиссии крымского парламента, когда мы в 2014 году разрабатывали и принимали первую крымскую Конституцию. И вопрос о том, какие языки должны быть государственными, очень остро стоял. На заседании Конституционной комиссии было принято решение, что государственных языков будет три. Парламент с нами согласился и эту Конституцию принял. Почему же так вульгарно понимается эта тема: раз государственный язык, значит, все должны изучать? Ведь государственный язык – это тот язык, на котором государство гарантирует носителям этого языка общение с ним. В то же время государство гарантирует, что все, кто захочет изучать этот язык, имеет на это право в добровольном порядке: написать заявление и учить. И у нас именно так сегодня и происходит. Мне пришлось выступать на сессии парламента, объяснять эту позицию. Я благодарен депутатам, что они со мной согласились. И сегодня у нас действует закон об образовании, который дает возможность изучать все языки народов Республики Крым, и при этом не изучение ни одного из них не является обязательным.

Но до сих пор не утихают споры, до сих пор ломаются копья, пишутся кляузы, жалобы, чтобы вернуть тот закон. Но, к счастью, по этому поводу уже выступил наш Президент и все точки над «i» поставил.

Для чего я привел этот пример? Мы с вами, коллеги, в силу своей профессии, постоянно находимся на переднем крае борьбы за великий и могучий русский язык. Это миссия, это тяжелая ноша, но это, как мне кажется, и большое счастье. Я убежден, что эти составом и с теми огромными массами учителей русского языка и литературы вне этих стен, которые сегодня стоят у доски, мы сможем все эти проблемы решить. Успехов вам!