28 марта 2015 года прошло открытие заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе в киноконцерном зале подмосковного санатория «Вороново».

Олимпиада проводилась под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, и уже четвертый раз подряд состязание было организовано Высшей школой экономики.

В этом году на заключительный этап прибыл 259 участников в составе 57 делегаций. Республику Крым на Олимпиаде представляла учащаяся 11 класса МБОУ «Перовская школа-гимназия» Симферопольского района Антоненко Наталья.

На открытии Олимпиады прозвучали слова напутствия от сотрудников Министерства образования РФ, членов жюри и Оргкомитета олимпиады.

Олимпиада состояла из трех туров. В первом туре участники выполняли целостный анализ текста (прозаического или поэтического на выбор). Составители заданий предложили ребятам из девятого класса проанализировать или рассказ Андрея Степанова «Руководство по наблюдению кучевых облаков», или стихотворение Беллы Ахмадулиной «Игры и шалости». Десятиклассники выбирали между рассказом Владимира Набокова «Пассажир» и стихотворением Евгения Баратынского «Пироскаф». Одиннадцатым классам достались рассказ Сигизмунда Кржижановского «Рисунок пером» и стихотворение Владимира Щировского «На отлет лебедей».


Второй тур — творческий. В этом году участникам нужно было выполнить два задания. Составители заданий предложили им войти в роль составителей электронной библиотеки олимпиадника, составить список полезных для подготовки книг, ресурсов, статей, биографий, а затем написать рецензию на один материал из этой библиотеки. Второе задание — опираясь на стихотворения, посвященные поэту (они были в тексте заданий), написать его литературный портрет. Девятиклассники работали с Александром Пушкиным, десятиклассники — с Михаилом Лермонтовым, одиннадцатиклассники — с Анной Ахматовой. Максимальный балл за первую часть второго тура — 25, за вторую — 40.

Третий тур – устное публичное выступление. Подготовка к устному выступлению длилась час. На выбор предлагалось две темы. В 9 классе - «О чем говорят заглавия книг?» и «С каким литературным героем вам бы хотелось поговорить, поспорить, и о чем?»; в 10 классе — «Город, о котором я узнал (-а) из книг» и цитата Умберто Эко «Входить в роман — все равно, что участвовать в восхождении»; в 11 классе — «Для чего тебе нужна филология?» и «Какой литературный проект ты бы мог предложить своей школе или городу?» Участник, закончивший свою работу раньше, мог начать беседу с членами жюри досрочно. Члены жюри задавали участнику два дополнительных вопроса, превращая выступление из монолога в диалог.

Максимально за три тура можно было получить 150 баллов: 70 — за первый тур, 65 — за второй, 15 — за третий, устный, тур.

Помимо конкурсной программы для участников олимпиады были организованы и проведены различные мероприятия просветительского характера, подготовлена культурно-развлекательная программа.


29 марта в Вороново прошел вечер чтения поэзии и прозы студентами театрального института имени Бориса Щукина. Со сцены звучали произведения преимущественно русской литературы: «Цыгановы» Давида Самойлова, «Барышня-крестьянка» Александра Пушкина, рассказ «Кавказец» Виктора Астафьева, «Шуточка» Антона Чехова, а также фрагмент из «Ярмарки тщеславия» Уильяма Теккерея.

30 марта на Всероссийской олимпиаде по литературе состоялся круглый стол «Как готовить к сочинению не только школьников, но и учителей». На нем обсуждались вопросы, связанные с внедрением в систему ЕГЭ выпускного сочинения по литературе.

В этот же день в гости к олимпиадникам приехала Наталия Солженицына. Почти два часа она рассказывала о судьбе Александра Исаевича, показывала презентацию с редкими фотографиями, например, самого Солженицына в детстве, его родителей, друзей, детей. А в завершение встречи ребята посмотрели видеофрагмент Нобелевской речи писателя.


31 марта участники провели день в Москве, у них была уже традиционная для Всероссийской олимпиады культурная программа. Олимпиадники посетили храм Христа Спасителя, Пушкинский музей, прогулялись по Лубянке, Никольской улице и Красной площади, в театральном центре «На Страстном» посмотрели спектакль «Пир хищников».

Первого апреля Игорь Сухих прочитал лекцию «Профессиональное чтение: варианты и версии». Какие тексты нельзя читать? Какие специализации есть в филологии? Как подделывали Чехова? Поэт Герман Лукомников прочитал олимпиадникам свои стихи, ответил на вопросы из зала и просто всех очаровал. Мы тоже побеседовали с ним о стихах, о труде составления антологии и о счастье поэта.

В последний день Всероса, 2 апреля, олимпиадники три часа читали свои любимые стихи. В традиционном для олимпиады по литературе конкурсе чтецов приняли участие почти 70 человек.

Награждение победителей и призеров прошло вечером 2 апреля в санатории «Вороново». Победителями стали 22 человека, призерами — 66 человек.

На закрытии Олимпиады участников поздравляли Сергей Волков, председатель Центральной предметно-методической комиссии, Наталья Третьяк, первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, Вячеслав Башев, проректор НИУ ВШЭ.