В КРИППО готовы снять вопрос с повестки дня
Есть такая Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — PISA (Programme for International Student Assessment). В её рамках сопоставляются знания и навыки 15-летних школьников из разных стран мира. И пока Россия среди 79 государств занимает 30-е место. Почему? У нас такие талантливые подростки! Ответ на вопрос искали на «круглом столе», прошедшем в Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования (КРИППО).
Место выбрано очень правильно. Инициатор дискуссии ректор Александр Рудяков не устаёт повторять — без высокопрофессионального учителя не может быть хорошего ученика. А ведь именно этот институт кропотливо, из года в год, создаёт методики, помогающие педагогам повысить квалификацию.
В нацпроекте «Образование» поставлена масштабная задача — вхождение России в десятку лучших стран по мониторингу PISA. Для этого в 2021-м необходимо сдать соответствующие тесты. Чтобы процедура прошла без сучка без задоринки, КРИППО приложил немало усилий. По словам профессора А. Рудякова, разработаны тесты функциональной грамотности педработников, созданы специальные электронные карты Крыма, по которым можно узнать уровень знаний в тех или иных школах полуострова, есть проект «Образовательный аудит», да и многое другое сделано. А обмен мнениями в рамках «круглого стола» — ещё один толчок к новым инновационным решениям, ведь участие в PISA не только выводит нас на международную арену, но и повышает престиж, качество отечественного образования.
Выступившая затем проректор по учебной работе КРИППО, кандидат педагогических наук Юлия Лопашова подробно коснулась технологии PISA и результатов, которые показали российские ребята на последнем исследовании. Сравнивался образовательный уровень подростков по четырём направлениям: математике, естествознанию, чтению и компьютерной грамотности. К сожалению, школьники немного сдали свои позиции по сравнению с предпоследним исследованием. Лидерство уже в который раз подтвердили китайские сверстники, представлявшие четыре наиболее развитые провинции Поднебесной.
В ходе звучавшего обмена мнениями было много интересного и инновационного. Директор средней школы из села Мирного Симферопольского района Светлана Беспалова рассказывала, как её подопечные стали пробовать себя в тестах PISA, сколько нужно приложить сил, чтобы всё это освоить. Заведующий Центром подготовки руководящих кадров, школоведения и аттестации Василий Гоцол подробно проинформировал о новых видах тестирования среди педагогов.
Выступающие рассуждали и о том, что тесты PISA кардинально отличаются от ЕГЭ. У нас подросткам просто предлагается решить логическую задачу, а в международной программе требуется пространственный подход. Поднималась и такая проблема, как отсутствие у наших педагогов и школьников мотивации показать себя в PISA. Полемисты согласились, что международные тесты следует постоянно практиковать, поскольку даже школьник, обладающий хорошими знаниями, может спасовать перед чем-то незнакомым и неведомым. В этой связи директор Центра оценки мониторинга и качества образования Максим Доценко привёл такой пример — когда вы постоянно ходите в одном направлении по одной и той же улице и поворачиваете в один и тот же проулок, вы делаете это легко и свободно. Но стоит впервые зайти с другой стороны и повернуть в тот же проулок, у вас появятся сомнения и неопределённость. Так и с международными тестами, когда к ним приступаешь впервые — не исключены провалы. Поэтому нужен постоянный тренинг, и результаты не заставят себя ждать.
Дискуссия получилась насыщенной, в ней даже хотел поучаствовать заглянувший «на огонёк» член Совета Федерации РФ Сергей Цеков. Но, увы, сенатора ждала срочная работа над поправками в Конституцию, так что он вынужден был откланяться.
Очень ярко и убедительно прозвучало выступление проректора КФУ, депутата Госсовета Крыма Сергея Додонова. Он коснулся такой важной проблемы, как подготовка педагогических кадров. По его мнению, наша высшая школа выпускает хороших специалистов по определённым дисциплинам, но не педагогов. Бакалавры и магистры нафаршированы разного рода знаниями, однако не умеют учить детей. Упущение надо срочно ликвидировать. А при внедрении тестов PISA в школы не обойтись без мотивации и постоянных тренингов.
Подводя итог дискуссии, профессор Александр Рудяков призвал коллег приложить максимум усилий для исполнения указа президента, сделать нашу страну одной из самых образованных на планете. Также Александр Николаевич предложил разработать дорожную карту внедрения тестов PISA, обратиться в Минобразования, чтобы там определили и назвали школы для реализации пилотных инновационных проектов.
Дмитрий ПОДБЕРЁЗКИН