В настоящее время в общеобразовательных организациях Республики Крым активизирована работа по созданию и развитию школьных театров. Система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается по поручению Президента Российской Федерации В. Путина и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей. План работы («дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы был утвержден Министерством просвещения России, Министерством культуры России, РДШ и Театральным институтом имени Б. Щукина в январе 2022 года. В соответствии с планом к 2024 году в каждой школе будет создан школьный театр.
Руководители школьных театров – это не всегда профессиональные режиссёры, зачастую – это школьные учителя, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Много среди них новичков в этом деле. Но, как правило, это люди творческие и заинтересованные.
По просьбе Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым с целью оказания организационно-методической помощи руководителям школьных театров и в соответствии с заявками органов управления образования муниципальных районов и городских округов Республики Крым Институт провел обучение двух групп слушателей (56 человек) по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Школьный театр: создание и развитие» в период с 15.05.2023 г. по 19.05.2023 г. и с 09.06.2023 г. по 16.06.2023 г.
С целью усиления практической направленности обучения 17 мая и 14 июня 2023 года состоялись экскурсии слушателей в ГАУ РК Государственный академический музыкальный театр Республики Крым. Педагогические работники увидели таинственный мир театрального закулисья, ознакомились со спецификой работы творческого коллектива театра, деятельностью по формированию репертуара, постановке спектаклей, включая работу костюмеров, декораторов и других работников театра.
Государственный академический музыкальный театр Республики Крым (muzteatr.net)
Государственный академический музыкальный театр Республики Крым (muzteatr.net)
В рамках реализации указанной программы на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 им. А.В. Мокроусова с углубленным изучением английского языка» (г. Симферополь) руководителями театральной студии «Анастасиади» Е.В., Зекерьяевой С.Э., Харитоновой В.А. для педагогов – руководителей школьных театров были проведены мастер-классы.
Программа повышения квалификации была насыщенной и практикоориентированной. Слушатели познакомились с упражнениями на развитие голоса и выразительности речи. Практическое занятие для них провела О.А. Ромазан, методист центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института, заслуженный работник образования Республики Крым.
В каждой группе 5-ти дневное обучение завершилось круглым столом «Школьный театр и предметные знания». Рассуждая на тему «Школа для театра или театр для школы», ректор Института Александр Николаевич Рудяков акцентировал внимание на том, что деятельность школьных театров должна способствовать успешной социализации обучающихся и укреплению предметных знаний.
Зачем нужен школьный театр? С рассуждениями по данному вопросу выступал проректор по научной работе, доктор филологических наук Ю.В. Дорофеев.
Потенциал учебного предмета «История» в развитии школьного театра раскрыла руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Е.Е. Крыжко.
Слушатели также встретились с победителем республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2023 году учителем музыки Е.С. Аршанским, который рассказал о своей работе над авторским мюзиклом «Незнайка на луне».
В заключение обучения руководители школьных театров охотно поделились опытом работы театральных студий своих образовательных организаций.
С окончанием обучения слушателей тепло поздравили руководство Института и педагоги, проводившие обучение.
В образовательных организациях Республики Крым функционирует более 160 школьных театров. Искусство театра оказывает огромное воздействие на духовное развитие личности, ее самореализацию. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка. Именно поэтому включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это насущная потребность развития современной системы образования.
В настоящее время в Институте осуществляется сбор заявок на обучение по программам повышения квалификации в 2024 году.
Надеемся, что программа повышения квалификации «Школьный театр: создание и развитие» будет также востребована среди крымских педагогов – руководителей школьных театров в 2024 году.