17 сентября 2024 года на базе ГБОУ ДПО РК КРИППО состоялся семинар «Профилактика неуспешности обучающихся, в том числе в рамках подготовки школьников к ГИА» для преподавателей русского языка, преподавателей математики образовательных организаций, выделенных по результатам ГИА -2024.
С приветственным словом к участникам семинара обратился проректор по научной работе, профессор кафедры филологии Ю.В. Дорофеев.
О результатах ГИА-24 участников семинара проинформировала Е.О. Типакова, директор ГКУ РК «Центр оценки и мониторинга качества образования». Об особенностях формирования Учебного плана ОО в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО рассказал заведующий центром подготовки руководящих кадров, школоведения и аттестации В.В. Гуцол.
Работа семинара была продолжена в двух секциях: для учителей русского языка и для учителей математики.
Об изменениях в контрольно-измерительных материалах по русскому языку, новым подходам к написанию сочинения рассказал председатель предметной комиссии по русскому языку Ю.В. Дорофеев. На сложности при работе с алгоритмами, регулирующими правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, обратила внимание в своем выступлении заведующая отделом русской филологии А.С. Бурдина. В выступлении заведующей кафедрой филологии М.Г. Маркиной-Гурджи акцент был сделан на многоаспектности задания 21, обобщенном характере использованных в экзаменационном материале правил. О трудностях, с которыми сталкиваются выпускники при овладении основными синтаксическими нормами современного русского литературного языка и приемах работы в этом направлении, рассказала старший эксперт ПК Е.Ю. Крутофал, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новофедоровская школа-лицей» Сакского района. На традиционные сложности при решении задания 16 в формате ЕГЭ указала в выступлении старший эксперт ПК Е.Э. Кваско, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 им. И.В. Курчатова» г. Симферополя. Семинар был завершен выступлением руководителя МО г. Керчи Е.А. Поваровой, учителя русского языка и литературы «Школы-гимназии № 1 имени Героя Советского Союза Е.И. Дёминой». Учитель представила формат измененного задания ЕГЭ № 22, показала инновационные приемы в распознавании художественных средств.
Подводя итоги семинара, А.С. Бурдина обратила внимание на необходимость доведения полученной информации до всех учителей русского языка, преподающих в регионах, а также важности организации в каждом регионе мероприятий по обмену опытом при подготовке учащихся к ГИА.
Цель проведения секции учителей математики – содействовать повышению уровня образовательных результатов учащихся за счет адресной методической помощи ШНОР с учетом результатов комплексной диагностики результатов ГИА по математике 2024 года:
- «Анализ результатов ОГЭ-2024 по математике в разрезе показателей качества и вопросов подготовки учащихся к ГИА» провела Рокотова Ольга Валентиновна, ведущий эксперт, заместитель председателя региональной предметной комиссии ОГЭ по математике, зам директора по УВР, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. И.П. Крыжановского» города Симферополя;
- «Анализ результатов ЕГЭ-2024 по математике в разрезе показателей качества и вопросов подготовки учащихся к ГИА» – Корзун Татьяна Владимировна, методист ЦНППМПР ГБОУ ДПО РК КРИППО, председатель региональной предметной комиссии ГИА по математике.
Спикеры отметили, что сохраняется большой процент неудовлетворительных результатов по предмету в некоторых школах. Выступающие прокомментировали решение заданий, которые вызвали наибольшие затруднения у учащихся на экзаменах. Также выявлены задания, с которыми лучше всего справились выпускники, не преодолевшие минимальный балл. Даны рекомендации учителям-практикам по совершенствованию подготовки обучающихся.
Для содействия повышению качества образования в общеобразовательных организациях Республики Крым с низкими результатами обучения за счет проведения адресной профилактики рисков снижения образовательных результатов по результатам изучения факторов риска и ресурсных дефицитов школах проведен «Круглый стол» по теме: «Проблемы в образовательной подготовке учащихся, балансирующих на грани преодоления минимального балла, по итогам ГИА-2024 по математике».
Участники круглого стола обсудили «Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления» – спикер Халилов Энвер Дилаверович, учитель математики МБОУ «Черновская школа» Первомайского района.
Энвер Дилаверович выявил причины низкой вовлеченности учителей в образовательный процесс: отсутствие эффективной коммуникации с руководством образовательной организации, профессиональное «выгорание». Часто низкая мотивация может быть следствием непрофессиональной работы педагога, с другой стороны, причиной низкой мотивации может быть образ мышления школьника, сформировавшийся под влиянием внешней среды, которая окружает его вне школы – дома и в быту.
Большая доля обучающихся с низким социальным статусом – общепризнанный фактор риска. Школьное благополучие также связано с уровнем профессионального сотрудничества педагогического коллектива, который предполагает как индивидуальный профессионализм школьных учителей, так и развитые навыки педагогического взаимодействия, эффективного использования имеющихся ресурсов и готовности принимать на себя ответственность за определенные решения. «Причины и проблемы неуспешности выпускников при сдаче ЕГЭ по математике: и как их избежать. Из опыта работы» – выступила Третьякова Галина Николаевна, учитель математики МБОУ «МУК с общим и средним (полным) образованием» с. Вилино Бахчисарайского района.
Галина Николаевна отметила, что часто родители не знают о доступных способах поддержания учебного процесса своих детей, а школа не может обеспечить должного уровня консультаций. Невовлеченные родители не только могут снижать учебную мотивацию за счет предъявления завышенных требований, или напротив демонстративного безразличия к учебным делам школьника.
Для содействия успешному освоению всеми обучающимися (в том числе слабоуспевающими и неуспевающими) федеральных образовательных программ по математике за счет внедрения внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности обучающихся в общеобразовательных организациях проведен «Круглый стол» по теме: «Эффективные практики подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА-2024 по математике в Республике Крым».
Ответы на самые актуальные вопросы, связанные с качественной подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ по математике в практике работы учителей математики были даны в выступлениях:
– «Создание максимальной ситуации успеха при подготовке выпускников к итоговой аттестации. Психологическая готовность школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ» Велиева Айше Мубииновна, учитель математики МБОУ «Школа-гимназия №10 им. Э.К. Покровского» г. Симферополя. Айше Мубииновна рассказала об успешной системе работы образовательной организации с учителями-предметниками по подготовке к ОГЭ и базовому ЕГЭ, с классными руководителями, с учениками и их родителями;
– «Качественная работа учителя-предметника – отслеживание «западающих» тем школьного курса математики: линия числовых и алгебраических выражений, функциональная линия. Из опыта работы» – Шевчук Наталья Михайловна, старший эксперт региональной предметной комиссии ЕГЭ (ОГЭ), учитель математики МБОУ «Гимназия № 1 им. И.В. Курчатова» города Симферополя. Наталья Михайловна отметила важность изучения некоторых разделов программы по математике для успешной сдачи ЕГЭ по математике профильного уровня;
– «Правильная организация учебного процесса, развитие стойкой внутренней мотивации к учебной деятельности и стойкого познавательного интереса к учению математики. Из опыта работы» – Жидков Сергей Иванович, старший эксперт региональной предметной комиссии ЕГЭ (ОГЭ), учитель математики МБОУ «Школа-лицей № 3 им. А.С. Макаренко» города Симферополя. Сергей Иванович рассказал о важных этапах в подготовке 100-балльников и высокобалльников по математике: участие в различных математических конкурсах и олимпиадах, организация самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
Ответила на вопросы участников и подвела итоги работы секции учителей математики Корзун Татьяна Владимировна, методист ЦНППМПР ГБОУ ДПО РК КРИППО, председатель региональной предметной комиссии ГИА по математике.
Подводя итоги, следует сказать, что семинар «Профилактика неуспешности обучающихся, в том числе в рамках подготовки школьников к ГИА» предоставил каждому из присутствующих возможность получить не только знания, но и важные практические умения.
Участники семинара оценили высокий уровень практической значимости представленных методических материалов: