Бывает так: вдруг рядом оказываются два, казалось бы, совершенно разных события. Разных масштабов, разных сфер деятельности, разной трагичности. Но что поразительно: по сути они не то что просто похожи, а абсолютно тождественны по своим причинам и по своим последствиям.

Первое событие - наше симферопольское. Мои друзья переслали мне смс-сообщение, которое классный руководитель их дочери рассылала родителям «своих» детей.

Почему мне? Да потому что эта «классная» была преподавателем русского языка, а друзья мои искренне полагают, что я несу ответственность за всех крымских русистов. А в сообщении этом были … грубейшие орфографические и пунктуационные ошибки. Например: «Просьба выполнять требования школы, в которой Вам хочетЬся учить своих деток».



Я попросил узнать, как давно эта учительница проходила курсы повышения квалификации в нашем институте. Русисты у нас очень сильные. Эта аксиома не требует доказательств, на мой взгляд, но все же не без гордости скажу: сегодня ведущее российское издательство «Просвещение» готовит к изданию наши учебники «Русский язык»  с 5 по 11 класс.

Каково же было мое удивление, когда я узнал, что в этой школе дирекция не рекомендует учителям повышать квалификацию. «Не рекомендует» в школе означает запрещает. А что рекомендует? Рекомендует использовать так называемые «дистанционные» учебные программы, позволяющие получить вожделенный сертификат «без отрыва от производства».

Я мог бы назвать и номер школы, и фамилию учителя, и данные директора.

И наверное, стоило бы это сделать для того, чтобы родители учеников этой школы понимали, насколько велика вероятность того, что дети этих родителей получат те знания по русскому языку, которые позволят успешно сдать ЕГЭ или ОГЭ.  Я собственно говоря, для родителей это все и пишу. Не обольщайтесь, нанимая репетитора из этой школы для подготовки своих детей к экзаменам по русскому. Проверьте степень «дистанционности» его сертификатов. И если там будут громкие названия заезжих «межпланетных академий», будьте осторожны.

Беда в том, что ситуация типичная. И наверняка не в этой только престижной симферопольской школе директор не желает осознавать  последствия такой «образовательной политики».

Да и соблазн велик. Это же чудо: за 10 000 рублей новое высшее образование по любой специальности. За 1000 рублей любые сертификаты. А мы любим чудеса. Худеть без усилий. Иностранный выучить без усилий. Излечить все болезни яблочным уксусом или «мочой молодого поросенка».

Беда в том, что покупают  люди не образование, а пустые бумаги… А ведь у крымчан особая ситуация, обусловленная нашим прошлым. Нам нужно и русский изучать не так, как на материке, а учитывая нашу особую языковую ситуацию. Нигде в России нет такого влияния на русскую речь близкородственного славянского языка.

Но бог с ним с этим «хочетЬся». Здесь все понятно, скажет «просвещенный» читатель: ректор КРИППО ратует таким образом за увеличение контингента своих студентов.

Да не нужно нашему институту ничего увеличивать. У нас в последние годы слушателей стало в два раза больше. Если до 2014 года к нам за год приходили 6000 человек, то теперь - 11 000 !!! И мы благодарны нашим крымским директорам и учителям за доверие. Курсы это ведь прежде всего возможность «остановиться и оглянуться», пообщаться с коллегами, осмыслить свой опыт, осознать свои пробелы.

Нет, дело не в моей ревности.

Дело во втором событии, о котором я упоминал в начале и которое, на первый взгляд, не имеет ничего общего с безграмотной русисткой и недальновидным директором.

Читая новости сегодня утром, натолкнулся на публикацию о катастрофе самолета «Саратовских авиалиний». Называется «Запланированная катастрофа: почему Ан-148 не мог не разбиться».

Лучше процитирую:

«Ан-148 «Саратовских авиалиний», потерпевший катастрофу в Подмосковье, не должен был вообще подниматься в небо. Об этом знали владельцы авиакомпании и пилоты. Почему знали и молчали — ответит следствие…

По данным источника, второй пилот Сергей Гамбарян, находившийся 11 февраля в кабине самолета, проходил обучение в компании «ЧелАвиа». Название этого центра уже всплывало в документах следователей, в частности, в материалах уголовного дела, возбужденного по факту авиакатастрофы в Казани.

В 2013 году в результате падения «Боинга» погибли 50 человек. Тогда удалось выяснить — один из пилотов попросту купил свой летный сертификат, а вот реальных навыков приобрести не смог. Как потом признавались коллеги и руководители авиакомпании «Татарстан», командир воздушного судна в реальной жизни ни разу не заходил на второй круг — как-то обходилось без этого.»

Кто-то скажет - это преувеличение. Катастрофа  самолета и орфографическая ошибка - вещи несоизмеримые.

Да, нет, друзья. Это не преувеличение. Это явления одного порядка. Это симптомы опасной эпидемии, которая охватила наше образование.

Что посоветовать родителям?

Совет простой. Будьте бдительны! Вы же смотрите в магазинах описание продуктов питания прежде чем его купить?  И правильно делаете. Ведь для вас еда - это жизнь и здоровье, а для производителя еды еда - это «тема». Это тот компонент в известной формуле Маркса «деньги - товар - деньги», без которого не будет тех вожделенных вторых денег.

Так и для продавцов липовых сертификатов судьба вашего ребенка, его будущее и его стрессы не имеет ни малейшего значения.

Поэтому не поленитесь: потребуйте у учителя вашего ребенка сертификаты об образовании и повышении квалификации.  И не слушайте в ответ болтовню о современных формах получения информации.

Информация и знания - это разные вещи. У нас информации сегодня завались, знаний мало.

Родители, будьте бдительны. У учителей мы  еще можем проверить сертификаты. У пилотов нет.

И последнее. Думаю, что задача, поставленная Президентом в послании федеральному собранию, потребует серьезного переосмысления нашего отношения к продавцам различных сертификатов, дипломов, курсовых и диссертаций.


Александр РУДЯКОВ,

Доктор филологических наук, профессор,

Ректор Крымского республиканского института постдипломного педагогического  образования,

зампредседателя Общественной палаты Республики Крым