Всему свой час и время
всякому делу под небесами:
время родиться и время умирать…
время разрушать и время строить…
время молчать и время говорить
Соломон Мудрый

Продолжаем говорить и вспоминать…

Начиная с 2004 года, ежегодно, 17 января, мы отмечаем День рождения института. И в этот день вспоминаем основные вехи жизнедеятельности КРИППО.

Материалы из истории института неоднократно публиковались в журнале «Педагогическая жизнь Крыма», который был основан в 1925 году и получил второе рождение 9 октября 2003 года (свидетельство государственной регистрации серия КМ 945. Подписной индекс 09514). «Отцом» возрождения журнала и его главным редактором является Рудяков А.Н., доктор филологических наук, профессор.

Так, в № 1 2004 г. опубликована статья «Страницы истории» – автор
Хлопунов В.Г., кандидат исторических наук, доцент; «Институт 70-х» - автор
Немчич Д.Н., методист высшей категории, Заслуженный работник образования АРК, директор Крымского областного института усовершенствования учителей (1970-1986 гг.).

В № 2, 3 2004 г. – статья «Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования на рубеже двух эпох», посвященная 65-летию КРИППО, – авторы Белоус Т.Р. и Стешенко В.Д. - ветераны педагогического труда, старшие преподаватели кафедры менеджмента и социально-гуманитарного образования КРИППО.

Материалы данных статей раскрывают историю рождения института и его развития в такие периоды: 1970-1986 гг., 1986-2003 гг.

В № 4, 5 2004 г. - статья «Институт – год спустя» - автор Выбрик И.Г., доцент кафедры менеджмента и социально-гуманитарного образования, в которой раскрываются основные направления деятельности института в 2003-2004 гг. В дальнейшем, по поручению ректората КРИППО, под рубрикой «Хроника педагогической жизни Крыма» в журналах за 2004-2010 гг. публиковались материалы о работе института в этот период (составитель Выбрик И.Г.).

Год спустя, в День рождения института, мы говорили о создании целостной системы повышения квалификации педкадров в дореволюционный, довоенный, послевоенный и постсоветский периоды до 2003 года.

Сегодня, на наш взгляд, считаем целесообразным рассказать об основных этапах жизни института с марта 2003 года, когда ректором КРИППО был назначен Рудяков А.Н., профессор, доктор филологических наук, избранный общим собранием трудового коллектива, включая 2006 год, когда институту был установлен III уровень аккредитации.

К моменту прихода к руководству Александра Николаевича кризисное состояние, которое переживала Украина во второй половине 90-х – начале 2000 года не могли не сказаться на результатах работы института – в прошлом одном из лучших институтов последипломного педагогического образования Украины.

Главной проблемой, которая встала перед вновь назначенным ректором – не только вернуть коллективу былую славу, но и приумножить ее с учетом новых запросов времени, которые потребовали от нового руководства системного подхода при разработке и принятии управленческих решений. Для обеспечения четкой и стабильной работы были оперативно разработаны и утверждены нормативные документы, регламентирующие деятельность института: Устав КРИППО, Правила внутреннего распорядка, Коллективный договор, Положения о структурных подразделениях, о курсах повышения квалификации, об Ученом и Научно-методическом советах, а также проведена оптимизация структуры и содержания работы. Укрупнились отдельные кафедры и учебно-методические лаборатории, повысился научный потенциал института: в то время работало 35 научно-педагогических работников, из них 5 докторов наук и 18 кандидатов наук. Кафедры занимались обновлением содержания лекций и поиском новых эффективных форм работы со слушателями. Перспективными направлениями развития института в этот период стали: разработка современных моделей повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в системе последипломного педагогического образования, совершенствование и обновление учебных курсов в соответствии с требованиями образовательной парадигмы того периода.

Институт становится центром педагогической науки крымского образования, генератором инноваций и передовых идей. Были четко разграничены функции Научно-методического и Ученого советов КРИППО. На заседаниях Ученого Совета стали рассматриваться наиболее актуальные проблемы, касающиеся развития вуза, проблемы научных исследований кафедр, связи научного поиска с практической деятельностью образовательных учреждений. Традиционными стали творческие отчеты заведующих кафедрами. Новизной отличались решения Ученого совета по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий, профильного обучения и др. Научно-методический совет был создан для привлечения опытных и творчески работающих сотрудников института к управлению с целью повышения качества методической работы.

КРИППО постепенно выходит из информационной блокады: оборудованы два компьютерных класса, в которых были установлены 35 компьютеров вместо19 в 2002 году, один класс был подключен к Интернет-ресурсам. С целью повышения компьютерной грамотности в учебных планах курсов всех категорий педагогических работников были предусмотрены практические занятия по информатике в объеме 6 часов.

Увеличилось количество подписных изданий в библиотеке института. В 2003 году на периодические издания выделено 5000 грн. (в 2000 г. - 1800 грн.), а также на приобретение литературы 7363 грн. (в 2000 г. – 1657 грн.).

Успешное решение назревших проблем возможно лишь тогда, когда профессорско-преподавательский и методических коллективы постоянно работают над повышением своего научного и методического  уровня, привносят в своею деятельность элементы нового, творческого начала. С этой целью в институте была организована работа постоянно действующего научно-теоретического семинара «Образование и педагогическая наука Крыма: проблемы и решения».

Руководство института понимало, что как «театр начинается с вешалки», имидж вуза – с внешнего вида здания, условий для организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим заметно изменялась учебно-материальная база. Значительно улучшились условия для организации обучения и проживания слушателей, открыт книжный киоск с набором разнообразной методической литературы, реконструирована библиотека, открыт читальный зал, отремонтирован вестибюль основного здания. Осуществлять эти мероприятия стало возможным благодаря финансовой помощи МОиН  АРК и более рациональному использованию внебюджетных средств.

Визитной карточкой института стала созданная по инициативе ректора ежемесячная телевизионная программа «Учительский час», в подготовке и проведении которой принимали активное участие государственные и общественные деятели, руководители, ученые и методисты КРИППО.

К 2006 году улучшился качественный состав научно-педагогических работников: 5 докторов наук, 22 кандидата наук. Работали над диссертационными  исследованиями преподаватели и методисты Юртаева О.А., Литвинчук И.Н., Прудов Ю.А., Резник О.В., Бобкова О.М., Печерская А.А., Фролова Т.Я., Супрычев А.В., Медведева А.А., Мухоморина Л.Г., многие из них в последующие годы успешно защитили диссертации.

По сравнению с 2005 годом количество опубликованных научных и научно-методических стаей выросло с 77 до 106 – на 37,6%, учебных и учебно-методических пособий – с 22 до 30 - на 31; (издано 13 учебных и 17 учебно-методических пособий). Разработано 106 учебных программ и программ спецкурсов, подготовлена
91 методическая рекомендация.

При активном участии института 13 общеобразовательных учебных заведения получили статус экспериментальных площадок регионального уровня, активизировалась работа опорных школ КРИППО.

Начиная с 2006 года институт начал активно внедрять программу проведения Международных, Всеукраинских и республиканских научно-практических, научно-теоретических семинаров, конференций, конгрессов, в работе которых принимали активное участие не только научно-педагогические, методические, руководящие и педагогические работники Крыма, но и ученые ведущих научных центров Украины: ЦИППО, институтов педагогики, психологии, проблем воспитания АПН Украины, института литературы им. Т.Г. Шевченко, института языкознания Украины, Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко, Национального педагогического университета им. М. Драгоманова, Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, областных институтов последипломного педагогического образования, ученые университетов и институтов России, Польши.

Тематика Международных конференций:

- XII международная конференция по функциональной лингвистике «Язык и мир»;

- II международная конференция «Крым в мировой культуре»;

- III Всеукраинская конференция «Слово Т.Г. Шевченко» в поликультурном обществе»;

- III Всеукраинская конференция «Влияние творчества В.А. Сухомлинского на развитие профессиональной компетентности педагога».

Всеукраинская конференция «Развитие инновационной педагогической деятельности в условиях поликультурного общества».

Значимым в жизни КРИППО было такое знаковое событие: 29 июня приказом МОНУ № 2043-л в соответствии с решением государственной аккредитационной комиссии от 22 июня 2006 года, протоколом № 61 Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования признан аккедитированным со статусом высшего заведения образования III (третьего) уровня с вручением сертификата об аккредитации (серия РД –III № 014084).

Это результат серьезных наработок ректора Рудякова А.Н., ректората, Ученого совета, профессорско-преподавательского состава и методических работников.

КРИППО не только успешно прошел аттестацию и аккредитацию, но и превратился в региональный научный центр педагогической и методической мысли в Украине, стал одним из лучших институтов последипломного педагогического образования.

Сбылись пророческие слова Александра Николаевича, заявившего еще в 2003 году: «…в этом здании памятника архитектуры…- функционирует весьма и весьма работоспособный механизм, который - при условии решения в обозримом будущем некоторых проблем – сможет стать гордостью нашей автономии».

Указом Президента Украины Рудякову А.Н. в 2006 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования Украины», 29 мая 2006 года состоялось вручение ему Премии АРК за 2006 год в номинации «Наука и научно-техническая деятельность» за монографию «Язык, или Почему люди говорят».

Все последующие годы КПИППО продолжает находиться в режиме развития. С марта 2014 года с учетом особенностей российского правового поля в образовании институт решает задачу обеспечения возможности профессиональной переподготовки педагогических работников по актуальным образовательным программам, учитывая ситуации, складывающиеся в региональной системе образования, способствуя модернизации общего образования и интеграции системы образования Республики Крым в образовательное пространство Российской Федерации. 

Ректорат института выражает благодарность Белоус Т.Р., Стешенко В.Д., старшим преподавателям кафедры социального  и гуманитарного образования КРИППО за подготовку публикации «Страницы истории института (2003-2006 гг.)»