Накануне проведения КРИППО третьей Всероссийской научной конференции «Крымоведение: итоги и перспективы» (Симферополь, 24 по 25 октября 2019 года).
История села Джаманак, история Крыма и всего остального мира, как он видится с высоты сегодняшнего дня – вот канва книги «Джаманакъ – Къырым чёллерининъ инджиси (Джаманак – жемчужина крымских степей): историко-краеведческое издание / М. А. Хайруддинов, Э. М. Хайруддинова. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – 284 с., написанной профессором Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования (КРИППО) Хайруддиновым М.А. и Хайруддиновой Э.М. Рецензенты: Калимуллин А. М., доктор исторических наук, профессор, директор Института психологии и образования Казанского федерального университета; Юнусов Ш. Э., кандидат фолологических наук, доцент кафедры крымскотатарской филологии КФУ имени В. И. Вернадского.
Эту книгу можно было назвать «Песнь Крымской степи», именовавшейся в арабских и персидских текстах XI–XV вв., как Дешт-и Кыпчак, т.е. «Кыпчакская степь». Почти 2/3 части Крыма занимают равнины и степь. Степной Крым – это столица Крыма Симферополь (Акъмесджит), древняя столица Бахчисарай, Евпатория, Старый Крым и, конечно же, Керчь.
Поэтика степного пространства была воспета Н. В. Гоголем в повести «Тарас Бульба» (1842 г.). Другим оригинальным по жанру произведением русской литературы является «Степь. История одной поездки» (1888 г.) А. П. Чехова, жизнь и творческая биография которого неразрывно связаны с Крымом. Крымские степи занимают важное место в творчестве крымскотатарских писателей: Джафер Гафар «Азманлар», Номан Челебиджихан «Молитва ласточек», Бекир Чобан-заде «Арманда бир шаир», «Эртенджи Мурад», Эшреф Шемьи-заде «Летний вечер в степи», Аппазов Шукри «Ананыпъ йыры», Шакир Селим «Къырымнаме», Шерьян Али «Къалем уджундаки нур» («Луч на кончике пера») и др.
Предметом особой гордости джаманаковцев является Решидов Керим Решидович (1905-1065), кандидат филологических наук, доцент, крымскотатарский литературовед, фольклорист и поэт, известный миру под псевдонимом Джаманаклы – по названию деревни Джаманакъ в степной части Крыма. Осн. работы посвящены фольклору: (Чынглар ве манелер, 1939, 1940), «Сказки» (Масаллар 1941), «Жизнь и творчество Шамиля Токтаргазы» (1937).
Крымские степи обеспечивали выход из полуострова в Евразийскую степь и являлись своеобразным окном в континентальную часть страны. Эти возможности сохранились и значительно актуализируются в контексте проекта Китая «Один пояс – один путь». С этой точки зрения Крым был и остается национальным брендом страны и вероятно следует более эффективно использовать географическое положение, природные ресурсы и потенциал местного населения.
Выполненная работа является первой попыткой обобщить имеющиеся на сегодняшний день сведения по истории Крымской степи и села Нива (Джаманак) Раздольненского района. Написанная в популярной форме она охватывает достаточно большой круг вопросов, включая исторический и краеведческий аспекты проблемы, представляющей интерес для широкого круга читателей.