«Дистанционное обучение — это квест! — в сердцах сказала мне мама двух школьников. — Что за муки! Целыми днями топчемся на одном месте». Другая родительница уныло заметила: «Тихий ужас! Вчера, как обычно, Интернет тормозил. Правда, математичка видеоурок и задание выслала каждому на электронку. Ответы отправили уже после девяти вечера. Круглосуточная нервотрёпка».
Кто ж знал, что так изменится наша жизнь — до неузнаваемости? Система образования — в числе особенно пострадавших. Родители принимают успокоительные капли, дети грызут скорее ногти, нежели гранит науки, учителя теряют последнее зрение за мониторами. Непривычный и во многом непонятный объём работы. Чтобы включиться, приходится вставать ни свет ни заря, засиживаться допоздна. Учителя вообще впервые в таком активном техническом процессе: проведение видеоуроков, проверка того, что присылают школьники, подготовка к новым онлайн-занятиям. А ведь есть ещё и собственные дети, которым тоже надо помочь. Короче, у родителей забот полон рот. Те, кто на удалёнке, мало того, что ждут не дождутся очереди к компьютеру, так ещё и вместе со своим чадом выполняют так называемую домашку.
Как поётся в знакомой детской песенке, «папа решает, а Вася сдаёт». Похоже, мучиться придётся ещё долго. А что дальше? Будут ли знания? Не в обиду учителям, пока не слишком в это верится. Дистанционка внесла свои коррективы. На подсказке не подловишь и в списывании не уличишь. Наши компьютерные умники обведут вокруг пальца кого угодно. Уже приловчились — обмениваются файлами, только фамилию в документе ставят свою, картинку для видеоурока выкладывают — мол, сижу, учусь, как примерный. Короче, уворачиваются, как могут, от того нереального объёма заданий, который ежедневно валится им на головы. Хотя учителей тоже можно понять: из сил выбиваются, чтоб всё успеть. Интернет — дело такое: то пропало, то зависло…
С просьбой прокомментировать нынешнюю ситуацию в системе образования, рассказать о плюсах и минусах дистанционного обучения мы обратились к ректору Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования Александру РУДЯКОВУ. И вот что он сказал:
— Мы переживаем непростой период. И всё-таки надо уверенно смотреть вперёд. Сошлюсь на мнение Главы Республики Сергея Аксёнова, нам ещё придётся какое-то время (наверняка не слишком короткое) работать по новой системе. Поэтому важно учиться обнаруживать «узкие» проблемные моменты и справляться с ними. После непростого опыта (формально новый процесс запущен с 6 апреля) есть над чем поразмыслить.
Дистанционное образование — не панацея. Электронные связи, как бы мы ни хотели, — не единственный способ получения информации. Это инструмент. Нужно посмотреть, что не так, где и на какие камни натыкаемся, подумать, как работать дальше. Другого выхода нет.
Сегодня часто слышим, читаем, что оптимизация здравоохранения дорого нам обходится. Нынешний героизм медиков — компенсация ошибок, которые были допущены. Могу сказать, что героизм учителей, работников министерства и нашего института тоже связан с тем же положением дел. Надо признать, многое не предвидели. Почему наши методические кабинеты, к примеру, в таком плачевном состоянии? Конечно, мы публикуем методические рекомендации на сайте института и активно внедряем дистанционное образование. Но не все учителя Крыма (а их 40 тысяч) имеют возможность обратиться за помощью в институт. Нужны какие-то промежуточные звенья. И эти звенья важно обязательно вернуть к жизни. Задача — не из простых. А пока в данный момент самое главное — слышать друг друга: ученику — учителя, учителю — ученика. Важна мотивация абсолютно всем сторонам процесса. Прежде всего — ребёнку. Без этого никуда. На базе КРИППО открыта «горячая линия» для консультаций и методической помощи.
Нынешнее время удивительным образом вскрыло все наши огрехи в образовании. Но на самом деле ничего принципиально нового в профессии учителя не появилось. Его задачей было и остаётся — понять свой предмет и это понимание передать ученику. Меняются формы и способы обмена информацией. Вместо класса, где сидят дети, сегодня экраны, мессенджеры.
И всё-таки я настаиваю на том, что не следует абсолютизировать и обожествлять электронный ресурс. У ребёнка есть учебник. Уже можно работать. Не обязательно нагружать педагога обязанностью искать какие-то другие способы обучения. Тем более за внешней привлекательностью современного процесса кроется примитивный контент. Лишь только какие-то особенные темы есть смысл подавать в Интернете. К тому же, читая книгу, школьник не будет часами сидеть перед монитором.
Что касается загруженности учителей, не так давно мне было поручено заняться вопросом бумажной волокиты. Он — не из простых и во многом не решаемый. И тем не менее какие-то усилия сделаны и кое-что достигнуто. Но бюрократическая нагрузка настолько велика, что совсем исключить бумаги нельзя. Сегодня, навязывая учителю необходимость по-новому работать, мы постоянно требуем от него каких-то отчётов. А от школы — расписания всех уроков на неделю с указанием ресурса, который используется. Пять тысяч расписаний! Люди пишут вечерами, в выходные. Понимаю, что движет нашими чиновниками (в хорошем смысле) — проверить, насколько приемлем онлайн-ресурс. Но мы с вами прекрасно знаем, что всякая попытка контролировать Интернет заведомо обречена на провал. И не надо искать виноватых. Просто многое приходится нащупывать в процессе и на ходу.
Недавно по инициативе Сергея Аксёнова и Общественной палаты Крыма (а эта организация во многом благодаря её председателю Григорию Иоффе настойчива в умении добиваться результатов) мы провели «круглый стол», попытались очевидные вещи донести и до министерства, и до учителя, устроить так называемую площадку коммуникаций. Думаю, будем практиковать эту форму работы и в дальнейшем, чтобы все участники дистанционно-образовательного процесса (к нам подключались сотрудники федеральных институтов, начальники управлений) могли слышать друг друга. На заседании признали, что учителю необходимо давать право выбора — как общаться с классом, включая консультации по телефону, использование мессенджеров, и не допускать неоправданного увеличения его нагрузки. Кроме того, обозначили ряд острых проблем: отсутствие технических средств у отдельных школьников и преподавателей, недостаточный уровень компьютерной грамотности у педработников, а также другие нюансы, связанные с подачей и низкой скоростью Интернета. Было наглядно продемонстрировано, что и при хорошем трафике зачастую невозможно достичь идеального получения контента. Даже при 100 Мб в секунду, которые обеспечивал провайдер на «круглом столе», провалы случались.
Разумеется, рано или поздно всё закончится. Мы выйдем из этого непростого периода. Как изменится система образования? По причине своего безудержного многолетнего оптимизма верю, что окрепнет. Но так произойдёт только в том случае, если поймём наши огрехи, увидим «узкие» места и серьёзно поработаем над их устранением.
...Стало быть, будем оптимистами. Жизнь течёт, меняется. И завтра должно быть лучше, чем вчера. Большой плюс в том, что нынешняя дистанционка — это тоже уроки: как учить и как учиться. И ещё, что особенно приятно, всем, кто сегодня «отдыхает» на карантине, похоже, очень сильно захотелось в школу.