17.02.2023 г. для учителей русского языка и литературы Черноморского района был проведен обучающий семинар «Предупреждение ошибок при проверке итогового сочинения». Анализ результатов написания сочинения в данном регионе и итоги республиканской перепроверки дали возможность отметить специфические ошибки учащихся.
Залогом успешного написания сочинения являются сформированные речеведческие, орфографические и пунктуационные навыки, литературный кругозор, умение логически мыслить. Данные умения формируются на протяжении всего изучения курса русского языка, поэтому в начале семинара региональным директором издательства Просвещения Щегловой И.С. был представлен материал о действующем перечне учебников. Особое внимание было уделено учебному пособию «Русский язык 5-9 класс» крымских авторов: Рудяков А.Н., Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г., Бурдина А.С. У образовательных организаций, учителей, родителей появилась возможность заказывать пособие в издательстве и использовать в процессе обучения.
Проведение семинара предполагало две части: теоретическую и практическую. Разговор о предупреждении типичных ошибок был начат с критерия 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Ташкинова Т.Н., учитель русского языка и литературы «Симферопольской академической гимназии», предложила богатый и разнообразный материал при подборе литературных аргументов, включив в него не только крупные классические произведения, но и произведения малых жанров, а также драматические, публицистические, мемуарные тексты.
В первой части был также дан материал по предупреждению ошибок по критериям 4 и 5 итогового сочинения. Как выявлять и исправлять речевые ошибки в работах учащихся представила Фиалковская Н.А, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ялтинская школа № 2». О типичных грамматических ошибках в итоговом сочинении речь шла в презентации коллег из Евпатории Каратуновой Е.Л., Борисенко О.П. Крутофал Е.Ю., учитель МБОУ "Новофедоровская школа-лицей" Сакского района, дала в своем выступлении советы по выявлению и исправлению орфографических ошибок не только для учителей, но и для учащихся. Часто встречающимся и наиболее сложным случаям пунктуационных ошибок уделила внимание Фролова Л.Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 им. И.В. Курчатова» г. Симферополь.
Во второй части семинара коллегам из Черноморского района был предложен тренинг по устранению указанных видов ошибок. Дальнейшая работа по совершенствованию проверки итогового сочинения будет продолжена с учетом выявленных типичных ошибок.