13 сентября 2024 года на базе ГБОУ ДПО РК КРИППО состоялся семинар «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» как один из механизмов создания единого образовательного пространства» для специалистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, курирующих преподавание русского языка и литературы, руководителей методических объединений учителей русского языка и литературы, слушателей курсов повышения квалификации.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась заведующая кафедрой филологии М.Г. Маркина-Гурджи.
О нормативно-правовом обеспечении оценки достижений предметных результатов по русскому языку на основе Методических рекомендаций ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» рассказала И.Л. Челышева, методист МБУ ДПО «Информационно-методический центр» г. Симферополя, отметила объекты контрольно-оценочной деятельности, виды оценивания, указала на имеющиеся проблемы при оценивании словарных диктантов, тестов и проектов.
На отличия тестирования от других видов контроля, на плюсы и минусы данной формы в своем выступлении «Оценочная процедура в форме тестирования как метод диагностики и контроля результатов деятельности» указала Т.Н. Смирнова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Калининская школа имени М.К. Чупилко» Красногвардейского района.
О трудностях при оценивании сочинения поделилась в своем выступлении Л.А. Сиренко, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 11 имени Евграфа Рыжова» города Евпатории, которая также является автором учебного курса по культуре речи. Ее опыт по организации работы над ошибками в сочинении вызвал интерес у слушателей.
Ярким, харизматичным было сообщение молодого специалиста М.А. Котляровой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза В.Л. Савельева» г. Судак о подходах к оцениванию исследовательской деятельности на уроках русского языка. Педагог указала на те исследовательские навыки, которые входят в категорию метапредметных результатов, отметила те из них, что слабо сформированы у большинства школьников. На основе компонентов исследовательской деятельности учителем были предложены к рассмотрению критерии оценки исследовательских работ (рефератов, докладов, сообщений на лингвистическую тему), используемые в образовательной организации.
На ряд проблем при оценивании проектной деятельности по русскому языку было указано в выступлении Л.М. Ридченко, учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Симферополя: как оценить глубину раскрытия проблемы, автоматическое получение высшего балла при оценивании деятельностного компонента, если проект выполнен индивидуально и т.д. Участники семинара попрактиковались в оценивании проекта о молодежном сленге, созданном обучающимися г. Симферополя.
Разнообразные практики и формы взаимооценки и самооценки были представлены в выступлении учителей русского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Симферополя А.Э. Юнусовой и Н.А. Петруненко. В копилку учителя был предложен богатый материал, содержащий листы самооценивания, различные виды рефлексии.
Особый интерес вызвало выступление Ю.А. Щиголевой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Ялтинская средняя школа № 7 имени Нади Лисановой», на тему «Устный ответ на уроках русского языка: рекомендации по оцениванию, практическое воплощение, проблемы оценивания». В выступлении педагог подробно проанализировала формы контроля с учетом устного вида деятельности (устный ответ на поставленный вопрос, участие в диалоге, устное сочинение и т.д.), дала рекомендации по оцениванию устной речи на основе критериев, разработанных для итогового собеседования.
Подводя итоги семинара, А.С. Бурдина, заведующий отделом русской филологии ГБОУ ДПО РК КРИППО, обратила внимание на необходимость доведения полученной информации до всех учителей русского языка, преподающих в регионах, на организацию тщательного изучения методических рекомендаций по оценке достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык», на включение в дальнейшее обсуждение поднятых на семинаре проблем. Участники семинара высказали пожелание о создании банка данных стартовых контрольных работ для 5-11 классов по русскому языку.