Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования всегда был центром жизни для учителей полуострова, а после 2014 года именно на его плечи легла очень сложная задача — в кратчайшие сроки помочь нашим педагогам влиться в российское образовательное пространство, освоить новые программы и методики. КРИППО достойно справился с отведенной ему ролью и сегодня продолжает готовить новые модули, неустанно повышая профессионализм преподавателей республики. О главных достижениях этих трех лет рассказал ректор института Александр РУДЯКОВ.
— Александр Николаевич, вы более 10 лет возглавляете КРИППО. Какие вызовы вставали перед вами в этот период, что принес ветер перемен «Крымской весны»?
— Интеграция потребовала от нас значительных усилий, но мы полностью перешли на российское законодательство. Сегодня этот процесс завершен, доказательство тому — договоры о сотрудничестве с рядом образовательных организаций из других субъектов РФ, работающих в том же направлении, что и мы. В числе наших партнеров — Московский институт открытого образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного образования, Курганский институт развития образования и социальных технологий. Конечно, новая реальность заставила кардинально пересмотреть некоторые традиционные для нас вещи, в частности, продолжительность курсовой подготовки. Следуя запросам рынка труда,
КРИППО отказался от длинных программ по 144 и 108 часов, теперь треть наших курсов — 72-х и 18-часовые, позволяющие слушателям комбинировать различные модули. При этом число обучающихся выросло более чем на треть и достигло отметки в 10 тысяч, что говорит о доверии крымского учителя к институту. Пользуются спросом программы профессиональной переподготовки, то есть получение дополнительной специальности.
— За три года Крым заполонили различные компании с материка, появились ли у вас конкуренты?
— Начиная с 2014 года, помимо курсовой подготовки, проходившей в рамках федеральной субсидии, на крымского учителя обрушилось громадное количество предложений разнообразных курсов из категории «дешево и быстро». Я рад, что мы выдержали это искушение и не пошли по, казалось бы, легкому пути. Все-таки в работе с крымскими учителями есть своя специфика: значительная часть жизни этих людей проходила в другой стране, в рамках другой системы ценностей, других представлений об истории, цивилизации. Мне кажется, отличие и преимущество нашего института перед всеми остальными, быть может, более значимыми и именитыми, в том, что мы знаем психологию и менталитет крымского учителя и можем учить, не разрушая старое, а интегрируя новое. В этом отношении очень показательны консолидирующие курсы — форма, которую мы изобрели в позапрошлом году, одобренная коллегией Минобразования Крыма. Суть в том, что мы не проводим отдельно наши курсы и курсы специалистов с материка, а интегрируем модули, которые читают известные педагоги из других регионов.
— Банально, но время не стоит на месте, появляются новые технологии и возможности, в том числе в образовании. Какие новшества предлагает КРИППО потенциальной аудитории?
— Мы стараемся реагировать на запросы региональной системы образования. Впервые в этом году институт реализует программы переподготовки на выезде. Две группы сейчас заканчивают обучение в Керчи по программе «Образование и педагогика (дошкольное образование)». Большая группа слушателей проходит переподготовку в Нижнегорском районе по программе «Менеджмент в образовании». Сегодня мы вышли на максимум. Можно, конечно, помечтать еще об одном корпусе или новой технике, но, понимая ситуацию, стараемся многие вопросы решать своими силами. И без того получаем существенную поддержку, например, благодаря
Минобразования Крыма получили новый корпус и сегодня практически не нуждаемся в аудиторном фонде, что всегда было огромной проблемой для института. В перспективе надеемся сохранить лидерские позиции в регионе в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, руководителей и педагогических работников образовательных организаций Крыма.
— Продолжая тему новшеств, нельзя не сказать о тенденции ухода образования в интернет-пространство. Массовые открытые онлайн-курсы получают широкое распространение. Может ли КРИППО предложить своей аудитории дистанционное обучение?
— Сайт института появился в 2003—2004 году, и на данный момент счетчик показывает более ста тысяч посещений в неделю. У нас есть онлайн-регистрация для желающих сдать экзамены в локальном центре. Создана уникальная база педагогов Крыма, позволяющая найти информацию в реальном времени об учителях, которые работают в республике. Внедрена и активно реализуется онлайн-программа по компьютерной грамотности. Кроме того, регулярно проводим вебинары, стараемся активно использовать возможности Интернета для донесения нашего контента до слушателя. В то же время нельзя забывать, что дистанционное образование не является самоцелью, это лишь один из компонентов учебного процесса, и по-прежнему нет ничего лучше, чем общение преподавателя и обучающегося в реальном времени.
— Пожалуй, в образовании как нигде важен человеческий ресурс. Нет ли у вас «кадрового голода», справляются ли сотрудники с увеличившейся нагрузкой?
— Мы очень требовательны к уровню подготовки сотрудников, их способности меняться в зависимости от аудитории, программы, требований времени. Администрация института прилагает серьезные усилия для обновления содержания лекций и программ, поиска форм обучения. А ведь помимо непосредственно постдипломного образования на КРИППО возложены и другие задачи: участие в программе поддержки учителей русского языка и литературы и проведении фестиваля «Великое русское слово», прием экзаменов у мигрантов — по поручению Совета министров республики организовали локальный центр тестирования. Конечно, мы не можем (и не будем) конкурировать с организациями федерального уровня, но сегодня мы явно не на последнем месте. Активно обновляется кадровый состав, приходят новые методисты, преподаватели. Наша сотрудница К. Твердоступ получила звание уже российского доцента, проректор по научной работе Ю. Дорофеев в октябре блестяще защитил докторскую диссертацию в РУДН, у нас работают 7 докторов наук и более 10 кандидатов наук, которые ведут активную научную деятельность и публикуются в научных журналах РФ. Мы развиваем русистику в регионе, провели два съезда русистов Республики Крым, авторским коллективом подготовлены учебники по русскому языку с 1 по 11 класс. Активно развивается «Крымоведение», этот курс включен в программы многих школ, у нас есть целый ряд публикаций в помощь учителю, в том числе и учебники, прошедшие соответствующую экспертизу. Вышла моя новая книга «Георусистика: русский язык в глобальном мире». Нельзя не отметить, что мы получаем значительную поддержку от крымских властей.
— Для учителей повышение квалификации — обязательное условие прохождения аттестации. Но только ли ради этого существует дополнительное образование? В чем его конечная цель, на ваш взгляд?
— Мотивация у каждого своя. Действительно, каждые пять лет педагог должен проходить аттестацию, для чего необходимо освоить программу повышения квалификации.
Но мы должны понимать, что любое образование изнашивается, устаревает, как уходят из быта устаревшие компьютеры и телевизоры. Что-то забывается, появляется новая информация, меняются акценты. Система знаний обновляется непрерывно. И прекрасно, что есть структура, позволяющая учителю получить новые знания. Было бы наивно считать, что педагоги знают все и способны ответить на любые вопросы. Но не стоит думать, что абсолютно все люди, пришедшие к нам на курсы, готовы впитывать инновации — таких хорошо, если процентов десять. В основном мы на курсах «ремонтируем» образование, картину мира. Школьное образование строго регламентировано, и учитель должен знать все регламентирующие вещи. Правда, сегодня мы стараемся меньше времени уделять инструкциям и больше — воспитанию, формировать российскую идентичность.