ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО
«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее»
В. Сухомлинский
Николай Иванович Пирогов: (1810г.) - русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Ключевые составляющие педагогического наследия Н.И. Пирогова: во-первых, это чёткая, ясно выраженная гуманистическая позиция как педагога-администратора, во-вторых – стремление организовать образовательный процесс на научной основе, в-третьих – стимулирование педагогического творчества, организация методической помощи учителям при разработке и создании в школах лабораторий, классов, учебных кабинетов.
Константин Дмитриевич Ушинский: (1824г.) - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике. Идея народности в воспитании. Пособие «Родное слова» предназначено для учителей, которые преподают на родном языке для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле. Разработал педагогическую систему: воспитание ребенка должно начинаться в семье; воспитание продолжается в ДОУ, обязательное школьное образование. Цель воспитания - формирование человека как активной и творческой личности. Главная цель начального и среднего образования - не наука, а сам человек. Отсюда и название его основного труда - "Человек как предмет воспитания".
Лев Николаевич Толстой: (1828г.) - был не только великим русским писателем, но и великим русским педагогом, теоретиком и практиком школьного, в особенности начального, образования, создателем знаменитой Яснополянской школы для крестьянских детей, редактором и главным автором одного из первых в России общественно-педагогического журнала "Ясная Поляна". Его главная идея - не нужно развивать ребенка: ему "нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне", т.е. школа, образование способствуют саморазвитию ребенка. Все образование, по Толстому, должно быть подчинено идее гуманизации научного знания и формированию самосознания и самоопределения личности ребенка. Главная задача образования - способствовать самостоятельному творческому мышлению учащихся.
Петр Федорович Каптерев: (1849г.) - выдающийся русский психолог и педагог, рассматривал образование как дело общественно-государственное. Процитируем его слова по этому поводу: "Заводить профессиональные школы, заботиться о распространении элементарного образования, создавать школьное законодательство и вообще наблюдать за школами - это неотъемлемые не только права, но и обязанности государства». Учебные курсы должны строиться так, "чтобы каждый своеобразный ум мог найти в них подходящие упражнения для своего саморазвития". Общее образование требует педагогических экспериментов, опытных школ и лабораторий: "экспериментов бояться - в педагоги не идти". Очень важно демократическое самоуправление учащихся и участие родителей в делах школы.
Павел Петрович Блонский: (1884г.) Важнейшие из педагогических идей Блонского: «если старая школа стремится внушить ученикам набор догматических истин, то новая школа создает творца новой человеческой жизни путем самовоспитания и самообразования его». «Учитель лишь сотрудник, помощник и руководитель ребенка в собственной работе ребенка. Предмет познания ребенка - вся окружающая действительность как нечто целое». В работах Блонского содержится идея коллективной познавательной деятельности, и положение о коллективной ответственности школьников, и мечта о будущей "школе радости". «Школа должна дать возможность учителю стать человеком для детей и жить в классе интересной человеческой жизнью. В школе должно быть немножко больше простора для личного творчества».
Анатолий Васильевич Луначарский: (1875г.) - русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, академик АН СССР, с 1917 по 1929 – нарком просвещения, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Написанные им в 1918 году "Основные принципы единой трудовой школы" прекрасно вписываются в ту линию педагого-психологической мысли, которая ведет от Ушинского до теоретиков современного российского образования. Здесь и идея непрерывной системы общедоступного образования «от детского сада до университета», и принципы вариативности и дифференциации, и идея «творческого активного метода». Трудовой принцип воспитания; участие школьников в самоуправлении; участие общественности в делах школы - все это провозглашено в "Основных принципах ЕТШ".
Надежда Константиновна Крупская: (1869г.) - советский партийный и общественный деятель. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года Крупская являлась членом Государственной комиссии по просвещению. Выступая в печати по вопросам образования и воспитания, Надежда Константиновна раскрыла сословно-классовую сущность школы царской России, буржуазно-помещичью идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, школы, которую следует создать после победы пролетарской революции, разъясняла ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма.
Антон Семёнович Макаренко: (1888г.) – советский педагог и писатель. Антон Семёнович Макаренко был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Социалистический гуманизм является одним из основных принципов педагогической системы воспитания Макаренко. Педагог глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее.
Говорил о продуманных целях воспитания. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость...»
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной.
Воспитание детей в семье. А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах.
Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время: нет взаимосвязей между воспитанием и обучением, нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей, не развивается чувство коллективизма и др.
Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине.
Лев Семенович Выготский: (1896г.). Основные идеи этого знаменитого российского психолога и педагога, касающиеся школы и процессов образования и воспитания, были сформулированы в его книгах, 1926 года «Педагогическая психология», и изданной в 1935 году книге «Умственное развитие ребенка в процессе обучения».
Вот некоторые из них: "В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность". Главная роль учителя в том, что он активно вмешивается в воздействие на ребенка социальной среды, организует это воздействие и направляет его. Овладение ребенком системой социальных отношений в обществе, его самоопределение как члена общества - задача учителя.
"Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал". Знания, получаемые в школе, не должны быть "кладом в пустыне", мертвым грузом, оторванным от запросов жизни. "Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно", потому что деятельность школьника движется интересом.
"...В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания". По Выготскому, ошибочно мнение, что нужны максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала. Наоборот, нужно создавать затруднения для ребенка "как отправные точки для его мыслей": ведь "мышление всегда возникает из затруднения".
В процессе учения должно складываться общее целостное представление ребенка о мире, обществе, о самом себе. Но и в рамках отдельного предмета ученик должен понимать общую связь материала. Между тем в старой школе система учебников и система преподавания были построены на отсутствии такой руководящей связи.
Только труд приучает школьника к контролю за достигнутым результатом, ибо отметка остается для школьника "чем-то посторонним и оторванным от самого процесса работы". Именно в коллективном труде подросток по-настоящему входит в коллектив, живет его интересами и приучается координировать свои цели, действия, потребности с целями, действиями, потребностями других.
Одним словом, "школа должна пронизать и окутать ребенка тысячами социальных связей, которые помогли бы выработке нравственного характера... Воспитывать - значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети". Отсюда специфические требования к учителю. Главная его функция в том, что он вводит учеников в жизнь. А сама "жизнь при этом раскрывается как система творчества... ".
Василий Александрович Сухомлинский: (1918) - педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.
Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка: материальные потребности, потребность в познании, потребность в человеке как в носителе духовных ценностей.
Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения — идее добра. В сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, — романтика, коллективизм и т. д. Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.
Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, всегда будет востребован. Ибо воспитание, как таковое, никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали современные учителя.
Леонид Владимирович Занков : (1901г.) В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В.Занкова мы относим к числу самых блестящих продолжателей и последователей направления Л.В.Выготского, основателем экспериментальной школы исследований высших психических функций. Л.В.Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи детей.
Автор монографии "Обучение и развитие" осуществил прорыв в методологии исследования проблемы обучения и развития, предложил способы взаимодействия слова и наглядности.
Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Обучение ведет учащихся к овладению нормами знаний, мышления, поведения, но при этом обеспечиваются условия и для полноценного, счастливого проживания школьниками своего детства.
Учитель должен обладать большим искусством, дидактической системой, которая направлена на раскрытие возможности такого сочетания и в которой огромное значение имеют не только прямые, но и косвенные пути влияния на учащихся. Система Занкова глубоко гуманна, поскольку, подготавливая школьников к выполнению требуемых жизнью видов деятельности, создает условия для их психического и физического благополучия в процессе обучения.
«ЖЕМЧУЖИНЫ МЫСЛИ» - ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ О ВОСПИТАНИИ И ВОСПИТАТЕЛЯХ